Студенты-филологи повышают свое профессиональное мастерство: в гостях у учителей МБОУ СОШ №7 г. Бирска

В последнее время многие политики и средства массовой информации говорят о необходимости реформирования системы образования и повышения качества обучения в российских школах и вузах.

Прежде всего остается открытым вопрос об уровне подготовки будущего учителя-словесника, развития его профессиональных компетенций. В последние годы в обучении студентов-филологов Бирского филиала БашГУ активно используются различные формы интерактивного обучения. На наш взгляд, решить задачи профессионального обучения будущих учителей-словесников помогают и проводимые мастер-классы по дисциплинам «Методика обучения и воспитания: русский язык» и «Методика обучения и воспитания: литература», которые предусматривают в рамках учебных курсов встречи с учителями, признанными профессионалами своего дела, что позволяет реализовать одно из требований ФГОС – привлекать экспертов, специалистов, работодателей в процесс обучения студентов.

Мастер-класс – одна их самых перспективных интерактивных форм, организующих обмен творческим опытом и повышение профессиональной квалификации студентов, которая включает обмен творческим опытом, демонстрацию передовых педагогических технологий.

На протяжении последних лет  факультет филологии и межкультурных коммуникаций активно сотрудничает с учителями-филологами МБОУ СОШ №7 г. Бирска в рамках научно-методического кластера «Филологии». Учителя делятся богатым педагогическим опытом со студентами, проводят открытые уроки и мастер-классы для студентов 3 – 4 курсов по дисциплинам в рамках практических занятий, что позволяет повысить уровень и качество подготовки будущих учителей-филологов.

Так, 15 декабря 2016 года студенты посетили урок открытия нового знания в технологии системно-деятельностного обучения Л.Г. Петерсон в 5 классе по теме «Синтаксический разбор сложного предложения», проведенный С.А. Смирновой. Светлана Александровна в ходе урока показала возможности использования системно-деятельностного обучения на разных этапах урока. Студенты на практике увидели  принципиальные изменения в организации учебного процесса, урока, где основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.

Студенты увидели, как  на современном уроке создается  «развивающая среда», которая включала:
– организацию проблемного диалога;
– самостоятельный выбор учащимися  уровня и  сложности задания;
–самостоятельную учебную деятельность;
– осознанность цели работы и ответственность за результат;
– реализацию индивидуальных интересов учащихся;
– парную работа;
– оценку и рефлексивное обсуждение результатов и др.

В ходе обсуждения и анализа урока большинство студентов (84%) отметили, что они приобрели новые методические знания по организации урока, основанного на технологии системно-деятельностного обучения, особенностях построения проблемного диалога при изучении новой темы; увиденные приемы работы, активизирующие деятельность учащихся,  хотели бы использовать в своей практике 63% студентов, посетивших урок.  

Кроме урока студенты посетили мастер-класс «Системно-деятельностная технология обучения Л.Г. Петерсон – методологическая основа требований ФГОС», который провела учитель русского языка и литературы А.М. Заболотина. В ходе мастер-класса Анна Михайловна познакомила студентов с основными принципами системно-деятельностной технологии обучения, основными типами уроков и их структурой по ФГОС. Большой интерес у студентов вызвали примеры фрагментов урока, которые наглядно демонстрировали изложенные теоретические положения об особенностях системно-деятельностной технологии обучения: использование мультфильмов для организации мотивации изучения темы, создания проблемной ситуации, а также рефлексии.

По мнению студентов, подобные формы  интерактивного  обучения «способствуют большему развитию профессиональных навыков»; 86% отметили, что повысилась «ответственность студентов к процессу и результатам собственного обучения»; повышение мотивации изучения материала на лекциях и практических занятиях.

Высоко оценили обучающий потенциал урока и мастер-класса студенты: «Мы пытались уловить и запомнить каждое слово, сказанное Светланой Александровной. Урок прошел словно на одном дыхании, учитель и ученики продемонстрировали нам особенности проведения урока на основе системно-деятельностной технологии, а мы на практике увидели, как провести качественно и эффективно урок по ФГОС.

Много новой и полезной информации мы узнали и на мастер-классе, «Системно-деятельностный подход в преподавании – методологическая основа требований ФГОС». Материал, представленный студентам, основывался на личном опыте учителя русского языка и литературы А.М. Заболотиной. В живом общении мы познакомились с подходом, методами работы учителя-профессионала. Нам была представлена характеристика 5 основных видов уроков: 1) урок изучения и первичное закрепление новых знаний; 2) урок закрепления знаний; 3) урок комплексного применения ЗУИ учащихся; 4) урок обобщения и систематизации; 5) урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Студентов очень заинтересовал дневник рефлексии, разработанный учителем. В ходе мастер-класса  студенты узнали много нового о требованиях к уроку по ФГОС, что, несомненно,  пригодиться в будущем как при разработке технологических карт при выполнении заданий по дисциплине «Методика обучения и воспитания: русский язык», так и при подготовке и  проведении уроков во время предстоящей педагогической практики» (Шишко Дарья, студентка 4 курса).
Учитывая уникальность информации, получаемой участниками мастер-класса, следует отметить, что  эта форма сотрудничества студентов и  учителей русского языка и литературы  позволяют  повысить уровень и качество подготовки квалифицированных кадров, соответствующих потребностям работодателей.

О.В. Лысова, к.п.н., доцент кафедры филологии Бирского филиала БашГУ