Филологическое образование в школе: современное состояние, проблемы и перспективы развития

Филологическое образование в школе: современное состояние, проблемы и перспективы развития Образовательная (предметная) область «Филология» («Языки и литература») занимает в настоящее время одно из ведущих мест в Государственном образовательном стандарте основного и среднего (полного) образования. Обсуждение актуальных вопросов преподавания русского языка и литературы, родных языков, иностранного языка в школе и вузе состоялось на проходившей 11 ноября 2016  года IV Международной научно-методической конференции «Актуальные вопросы преподавания филологических дисциплин в поликультурном образовательном пространстве», организованной научно-методическим кластером «Филология» факультета филологии и межкультурных коммуникаций и МБОУ СОШ №7 г. Бирска.
 

Филология лежит в основе не только науки, но и всей человеческой культуры
Д.С. Лихачев

Филологическое  образование  играет  ведущую  роль  в  процессах  формирования  и  воспитания  личности, развитии  её  морально-нравственных  качеств  и  творческих  способностей, в  приобщении  к  отечественной  и  мировой  духовной  культуре, а  также  продолжении  национальных  традиций  и  исторической  преемственности  поколений.
Проведение очередной, IV Международной научно-методической конференции «Актуальные вопросы преподавания филологических дисциплин в поликультурном образовательном пространстве» является возможностью интеграции в единый образовательный процесс на основе
 сотрудничества преподавателей ВУЗа, учителей-филологов, студентов, учащихся общеобразовательных школ с целью обеспечения нового качества образования, развития потенциала педагогов, поддержки и развития творческого потенциала обучающихся.

 В  конференции принимает участие (зарегистрировались более 200 учителей, студентов и магистров и 300 учащихся 8 -11 классов)  из многих городов и районов РБ: в конференции принимают участие учителя и учащиеся г. Бирска и Бирского района, г. Благовещенска и Благовещенского района, г. Дюртюли и Дюртюлинского района,  Краснокамского района, с. Мишкино и Мишкинского района, с. Новобалтачево  Чекмагушевского района, Миякинскогот района, Караидельского района, Учалинского района, Салаватского района и др. Международный статус конференции поддерживают магистры Турции, преподаватели Австралии, Китая и др.

Конференция проводится совместно факультетом филологии и межкультурных коммуникаций и МБОУ СОШ №7 г. Бирска (образовательный кластер «Филология»). Руководство вуза и факультета стремятся, чтобы БФ БашГУ оставался конкурентной образовательной средой, соответствовал  потребностями рынка труда, поэтому преподаватели, магистры и студенты постоянно участвуют в подобных мероприятиях, целью которых является пропаганда филологического образования, повышение статуса русского языка, выявление филологически одаренных учащихся. В рамках конференции работала секция «Пропаганда и повышение престижа филологических знаний среди школьников: работа с филологически одаренными детьми», были проведены олимпиады по русскому языку, литературе, английскому языку и родным языкам (башкирскому, татарскому, марийскому), у будущих выпускников была возможность проверить свои силы в пробных ЕГЭ по русскому языку (сочинение), английскому языку, итоговом сочинении. Учащимся были предложены консультации по предметам, а работы будут проверены преподавателями вуза, которые являются экспертами  республиканской комиссии (г. Уфа), что позволяет более качественно подготовиться к государственным экзаменам.

Учителей-филологов интересуют вопросы обновления содержания, методов и организационных форм образования; выработка перспективных концепций и моделей гуманистического и гуманитарного образования. Работа секции «Вопросы преподавания филологических дисциплин в поликультурном образовательном пространстве» обсуждались актуальные вопросы: совершенствование подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, введение устной части экзамена по русскому языку, опыт преподавания русского языка и литературы за рубежом, в режиме он-лайн трансляции участники конференции увидели использования электронного образования на уроках русского языка и литературы.
В режиме он-лайн трансляции участники конференции увидели фрагмент урока открытия нового знания в 7 классе. С опытом работы по реализации дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон  поделилась Курбанова Л.К., учитель русского языка и литературы.

Обучать детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, проблемной ситуации, которая позволит  учащимся определить границы  знания – незнания. Увидеть, как это, одно из важных методических требований к современному уроку, выглядит на практике, участники конференции смогли в режиме он-лайн трансляции урока открытия нового знания в 7 классе. Это был урок русского языка по теме «Правописание суффиксов а, о на конце наречий», учитель Заболотина А.М.

Выстраивая учебный процесс урока на основе технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон, учитель создал такие условия, где с первых минут ученики были погружены в активную познавательную деятельность и становились  равноправными участниками урока. Они ясно осознавали, что они будут делать и к какому результату должны прийти. Через проблемный диалог учитель активизирует мышление учащихся и организует  осознания ими внутренней потребности к открытию нового.

Участники Конференции отметили необходимость проведения подобных мероприятий с целью совершенствования педагогического и методического мастерства учителей-словесников в связи с переходом на новые стандарты образования, а также для пропаганды филологического образования среди обучающихся школ, студентов и магистров.
 

Курбанова Л.К., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №7 г. Бирска