Кафедра русского языка

Преподаватели кафедры

  • Леонова Наталья Викторовна
  • Петрова Зоя Павловна
  • Котельников Владимир Константинович
  • Карамова Айгуль Айратовна
  • Королева Юлия Георгиевна
  • Хильманович Галина Иосифовна
  • Куптараева Светлана Игоревна

История кафедры

Кафедра русского языка образована в 1954 году на базе кафедры русского языка и литературы, которой заведовала Анастасия Михайловна Кропачёва. Первым заведующим кафедрой русского языка был кандидат филологических наук Григорий Александрович Пастушенков. С 1958 года более десяти лет до 1969 г. кафедру возглавляла кандидат педагогических наук Сулий Янгировна Янгирова. Затем эту должность в разные годы занимали Алия Раяновна Равилова (Чанышева) (1969-1974 гг.), Зоя Павловна Петрова (1975-1985 гг.), Наталья Степановна Стрельникова (1985 - 1991 гг.), Наталья Викторовна Леонова (с 1991 г.)

Многие преподаватели кафедры - выпускники Бирского государственного педагогического института. Успешно завершив обучение в аспирантуре в Москве, Ленинграде, Куйбышеве, Уфе, вернулись в родной вуз и стали его ведущими специалистами З.П.Петрова, А.Р. Равилова (Чанышева), М.К. Иванова, Г.А. Агзамов, Ф.Д. Косихина, В.К. Котельников, В.А. Шаймиев, А.А.Карамова, Ю.Г. Королева. Первые самостоятельные шаги сделали на кафедре русского языка выпускники БГУ Э.А.Шагинуров, А.Ф.Хужина, А.Г.Нуриахметова, Р.Я.Беркович, В.И. Медведева, Л.Ф.Салтыкова, Т.Я.Ким, Н.В. Леонова, А.С. Туманова. В разное время приехали в наш город Хильманович Г.И., выпускница Курского педагогического института, закончившая там же аспирантуру, Салихова Л.У., закончившая педагогический институт в г. Стерлитамаке и аспирантуру в НИИ национальных школ (г. Москва), Красюкова Г.Г., выпускница Самарского педагогического института, кандидат филологических наук. Выпускник нашего факультета и аспирантуры при ЛГПИ им. А. Герцена Шаймиев Вадим Аухатович успешно защитил кандидатскую, а затем докторскую диссертацию, сегодня возглавляет кафедру русского языка и литературы в УГНТУ.

Пришли на кафедру её недавние выпускники - М.Н. Апканиева (Яманаева), Г.Д. Сайсанова (Шамратова), С.И. Куптараева, М.Г. Морозов.

Сегодня на кафедре русского языка работают 11 человек (в штате и в качестве совместителей). При кафедре открыта аспирантура по специальности "Русский язык". Научные интересы преподавателей кафедры связаны с проблемами лингвистики текста, методики преподавания русского языка в вузе и школе.

Научно-исследовательская работа на кафедре

В 2000-2007 гг. преподаватели кафедры приняли участие в работе конференций разного уровня:

  1. Международные конференции XXII Дульзоновские чтения " (г.Томск, 2000 г.), "Говорящий и слушающий" (г.С.-Петербург, 2001 г.), "Языковые системы: знаки, символы" (г.Сыктывкар, 2004 г.), "Проблемы прикладной лингвистики" (г.Пенза, 2005г.) научно-практическая конференция, посвященная Дню славянской письменности и культуры (г.Коломна, 2007г.);
  2. всероссийские конференции "Проблемы филологии" (г. Томск, 2000г.), "Межкультурная коммуникация" (г. Уфа, 2001г.), "Многомерность языка и науки о языке" (г. Бирск, 2001г.), "Польско-русско-башкирские культурные связи: история и современность" (г. Уфа, 2002г.), "Сопоставительная филология и полилингвизм" (г. Казань, 2003г.), "Наука и образование" (г. Нефтекамск, 2005г.), "Языкознание и языки в системе современного образования" (г. Елабуга, 2005г.), "система языка в статике и динамике" (г. Уфа, 2005), "Народное слово в науке о языке" (г. Уфа, 2006г.), "Полоника: от языка к культуре" (г. Уфа, 2006г.), "Семантические, грамматические и когнитивные категории языка" (г. Уфа, 2007г.);
  3. республиканские конференции "Актуальные проблем филологии"(г.Уфа,2000г.; 2001 г.; 2003г.; 2004г.);
  4. межвузовские конференции регионального уровня "Давлетшинские чтения" (г. Бирск, 2000г.), "Язык и литература в поликультурном пространстве" (г. Бирск, 2003г., 2005г.,2006,2007г.), "Актуальные проблемы финноугроведенья"(г. Бирск, 2004г.).

Научно-исследовательская деятельность студентов осуществляется в традиционных формах - ВКР, курсовые работы, доклады на семинарских занятиях и на студенческих научно-практических конференциях, подготовка к публикации статей.

Председатели ГАК ежегодно отмечают актуальность тематики, научную новизну и практическую направленность студенческих исследований, выполняемых в рамках ВКР.

Выполнение курсовых обычно предполагает работу в проблемной группе над общей темой на разном языковом материале (например, "Предложение в текстовом аспекте", "Новые явления в лексике русского языка конца ХХ-начала ХХI века", "Анализ языка художественного произведения" и др.)

Студенты ежегодно принимают участие в работе внутривузовских научно-практических конференций, проводимых по секциям "Проблемы лексикологии и фразеологии русского языка" и "Проблемы грамматики и методики преподавания русского языка", а также выступают с докладами на региональных, республиканских и всероссийских конференциях, занимая призовые места. Так, в числе лучших были отмечены на всероссийских научных студенческих конференциях в г.Уфе (БГУ) выступления Лобовой Е. и Лысовой В. (2000г.), Ореховой И., Шамратовой Г., Молодовой Г., Чудиновой О., Антипиной Ю. (2001г.-2002г.), Морозова М., Куптараевой С., Шакмаевой Т. (2003г.), Калимуллиной Р.(2004г.), Николаевой И. (2005г.).

Лучшие студенческие работы публиковались в научных сборниках, изданных в г. Москве (статья Фархетдинова Р.), г. Елабуге (Николаевой И.), г. Уфе (статьи Лобовой Е., Морозова М., Молодовой Г., Николаевой И., Хабибуллиной Н., Кашаповой З., г. Бирске (статьи Бабиковой Г.,Николаевой И., Шакмаевой Т., Магадеевой А.,Никифоровой А.,Юзиевой К.,Плотниковой И., Нурисламова И., Батуриной Г., Хужиной Э., Абсатаровой А.).

Студенты с большим интересом занимаются в студенческом научном кружке польской словесности под руководством кандидата филологических наук Королевой Юлии Георгиевны. Установлены связи с Польской воскресной школой имени А. Пенькевича г. Уфы и республиканским культурно-просветительским центром "Возрождение".

Ежегодно проводятся студенческие олимпиады по русскому языку и конкурсы по специальности.

Дисциплины кафедры

Кафедра обеспечивает чтение следующих лингвистических дисциплин:

Теория языка (введение в языкознание)

Это пропедевтический курс, призванный познакомить студента-филолога с лингвистической терминологией, с наиболее важными положениями науки о языке, с основными методами и приемами лингвистического исследования и таким образом подготовить студентов к дальнейшему изучению предметов лингвистического цикла.

Теория языка (общее языкознание)

Этот курс завершает лингвистическую подготовку студентов-филологов. Его задачи: обобщить теоретические знания студентов, полученные в других лингвистических курсах; ознакомить их с некоторыми новыми общетеоретическими проблемами, рассмотрев их в плане развития языкознания (курс объединяет общую теорию языка и историю языкознания).

Русская диалектология

Один из предметов историко-лингвистического цикла, связанный особенно тесно с историей русского языка. Цель курса - ознакомить студентов с современными русскими говорами и наречиями, привить уважительное отношение к народному языку как хранителю национальной культуры, показать богатство диалектной речи.

Старославянский язык

В этом курсе изучается история фонетической системы и морфологического строя праславянского языка как генетического источника всех славянских языков, а также старославянский язык - первый письменно-литературный язык славянства, который сыграл огромную роль в развитии русского литературного языка.

Латинский язык

Знакомство с ним расширяет лингвистический кругозор студентов, помогает усваивать другие дисциплины лингвистического цикла (историческую грамматику, теорию языка, лексикологию и др.)

Современный русский литературный язык

Один из основных курсов в системе подготовки учителя-словесника. Его цель - дать студентам научные знания о современной системе языка, его нормах и тенденциях развития. Профессиональная направленность курса предполагает координацию современных научных взглядов с трактовкой аналогичных языковых фактов в школьных учебниках.

История русского литературного языка

Один из наиболее сложных по обширности объекта изучения, многоаспектности, важности поставленных задач: подлинно научное изучение языка невозможно без изучения его истории. Этот курс должен помочь будущему учителю ввести в школьное преподавание в доступной форме исторический комментарий, что важно для осознания многих языковых фактов, для воспитания интереса к истории народа, его языка и культуры.

Филологический анализ текста

Курс имеет отчетливо выраженный обобщающий характер. Соединяя воедино все лингвистические, литературоведческие и общекультурные знания студентов, он прививает им навыки комплексного филологического анализа, главная задача которого, по словам Л.В. Щербы, - "показ тех лингвистических средств, посредством которых выражается идейное и эмоциональное содержание литературных произведений".

Стилистика

Это курс знакомит студентов с системой функциональных стилей, с принципами наиболее целесообразного отбора языковых средств, их использования в конкретных речевых ситуациях. Курс знакомит с основными речевыми жанрами и основными стилистическими ресурсами языка.