Кафедра математики и естествознания

Сотрудники кафедры

  • Зиганшин Фауис Наилевич
  • Калашникова Олеся Геннадьевна
  • Ценева Ирина Канифовна
  • Беляева Ирина Юрьевна
  • Лыгина Раиса Ивановна
  • Якина Светлана Викторовна
  • Полякова Лариса Римовна

История кафедры

Кафедра математики и естествознания была образована в 1994 году как профилирующая кафедра факультета Педагогики и методики начального образования в результате структурирования многопрофильной кафедры названного факультета. Заведующим кафедрой был назначен к.б.н., доцент Сафиханов Р.Я..

Первыми преподавателями здесь были Сибаева В.Ф., Зиганшин Ф.Н., Лыгина Р.И., Мустафина Л.Ф., Исламова З.Ф..

Основной задачей кафедры было повышение качества подготовки будущих учителей начальных классов по дисциплинам естественно-математического цикла. За короткий срок кафедра была обеспечена необходимой для этого материально-технической базой: были созданы компьютерный класс, кабинеты естествознания и изобразительного искусства. Активно велась работа по повышению квалификации преподавательского состава, привлечению на кафедру молодых сотрудников.

В 1996 году кафедру возглавил к.ф-м.н., доцент Калкаманов Х.А. Он много сделал для совершенствования материально-технической базы кафедры, в частности, для обновления ее компьютерного парка.

В 2001 году зав. кафедрой был избран к.п.н., доцент Ильтуганов А.Н.. Большое внимание в своей работе он уделял проблемам гуманизации учебного процесса и его методического обеспечения.

С 2005 года кафедру возглавляет к.с.-х.н., доцент Полякова Л.Р..

Сегодня кафедра успешно решает свои задачи. Около 40% преподавателей имеют ученые степени и звания; все неостепененные преподаватели ведут научно-методическую работу в рамках своих диссертационных исследований. При кафедре созданы кабинеты естествознания, методики преподавания математики, ИЗО и трудового обучения. Кафедра сотрудничает с учеными казанского университета. Ведется работа по созданию при кафедре научной лаборатории.

Всего преподавателями кафедры опубликовано более 100 научных и методических публикаций.

Каждая дисциплина кафедры тесно связана с другими и направлена на формирование знаний и умений в сфере будущей профессии - учителя начальных классов. Основной такого образования являются глубокие фундаментальные знания по математике, современным основам естествознания, изобразительному искусству и трудовому обучению.

В течении учебного процесса студенты познают удивительный мир математики, открывают для себя законы на которых строятся природа и общество, проходят учебные практики и пробуют свои силы в качестве учителей начальных классов.

Большое внимание уделяется эстетическому образованию и воспитанию студентов. Ежегодно к новогоднему празднику устраивают выставку - конкурс на лучший зимний букет, на 8 марта - смотр-конкурс "Умелые руки"; организуются различные экскурсии, посещается краеведческий музей. Стало традиционным проведение месячника биологии, математики. Постоянно организуются выставки, на которых студенты представляют результаты своей работы по изобразительному искусству (преподаватель И.К. Ценева) и художественному труду (к.п.н. О.Г. Калашникова). Студенты активно участвуют в работе научно-практических конференций, ведут педагогическую, экспериментальную работу как в сельских начальных школах, так и в городских.

Творческий потенциал кафедры высок.

Все преподаватели не имеющие ученой степени, разрабатывают научные темы и работают над подготовкой кандидатской диссертации.

Научная деятельность на кафедре

Преподаватели кафедры учавствовали в следующих научных конференциях:

  • Международные научно-практические конференции:
    • Социализация личности в процессе обучения и воспитания. - Ульяновск;
    • Инновации общего и профессионального образования в условиях модернизации образования. - Челябинск;
    • VIII международная практическая конференция "Экология и жизнь".- Пемза.
    • Ботанические сады России: история и современность. - Соликамск
  • Всероссийские научно-практические конференции:
    • Воспитательный потенциал современного образовательного пространства. - Бирск;
    • Формирование адаптивно-образовательного пространства в системе общего и специального образования.- Бирск;
    • Актуальные проблемы экологического образования в школе и ВУЗе. - Бирск;
    • Инновации в системе непрерывного экологического образования. - Бирск;
    • Образование учащейся молодежи в сфере физической культуры и спорта.- Бирск;
    • Современные технологии обучения математике в начальной школе. - Стерлитамак;
    • ресурсосберегающие водо- и почво- охранные биотехнологии, основанные на использование живых экосистем.- Казань;
    • Современные проблемы воспитательной работы в вузе.- Бирск;
    • Современные тенденции в биологических науках. - Бирск;
    • Современные тенденции в биологических науках. - Арзамас;
    • Уралэкология. Природные ресурсы. - Уфа;
    • Растительные ресурсы: опыт, проблемы и перспектива. - Бирск.
  • Региональные научно-практические конференции:
    • Экологическое образование периода детства: состояние, проблемы и перспективы. - Бирск;
    • Наука в школе и Вузе (научная конференция аспирантов и студентов). - Бирск;
    • Проблемы и перспективы экологического образования и воспитания. - Бирск;
    • Образование учащейся молодежи в сфере физической культуры и спорта. - Бирск;
    • Современные направления изучения флоры и растительности. - Бирск;
    • Организация педагогического процесса в условиях современных глобальных перемен. - Старобалтачево
  • Межвузовские научно-практические конференции:
    • Проблемы подготовки учителя для начальной школы в условиях модернизации образования. - Стерлитамак.

Научная деятельность студентов

Научная - исследовательская деятельность студентов заключается в выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ. Этот вид работы предусмотрен на всех курсах, начиная со второго. Написание курсовых работ по дисциплинам кафедры осуществляется студентами на 4-м курсе. Научно-исследовательская деятельность студентов осуществляется по следующим направлениям:

  • формирование экологических представлений у учащихся начальных классов;
  • формирование вычислительных навыков и геометрических представлений у учащихся начальных классов;
  • современные проблемы в преподавании изобразительного искусства и технологии;
  • активизация познавательной деятельности студентов;
  • практическая направленность в обучении студентов и учащихся.

проблемам частных методик обучения младших школьников.

Выпускные работы, посвященные проблемам преподавания в начальных классах математики, в целом носят творческий характер и отражают проблематику научных изысканий в области преподавания математики в начальной школе. Тематика этих работ связана с актуальными проблемами повышения качества обучения математике младших школьников в целом, а также повышения качества усвоения ими отдельных тем и разделов. При этом темы выпускных квалификационных работ по методике преподавания математики в начальной школе группируются по следующим направлениям:

Обучение младших школьников решению математических задач;

Алгебраическая и геометрическая пропедевтика в начальной школе;

Формирование у младших школьников алгоритмической и вычислительной культуры;

Внеклассная работа по математике в начальной школе.

Выпускные квалификационные работы по методике преподавания естествознания носят творческий характер. Многие работы были посвящены современным проблемам естествознания и методики преподавания естествознания в школе.

Студенты принимают активное участие в работе проблемных групп, научно-практических конференций проводимых в рамках факультета и академии. Сообщения представляемые на научных практических конференциях разнообразные, проблемы рассматриваемые посвящаются актуальным проблемам естественно-математического подхода в образовании младших школьников.