Кафедра педагогики и психологии

Рабочие программы дисциплин кафедры

Заведующий кафедрой: кандидат педагогических наук, профессор Бронников Сергей Анатольевич

Контактная информация: 452450, Республика Башкортостан, г. Бирск, ул. Интернациональная, 10 (корпус 3) тел: 8-(34784)-4-04-08.

Преподавательский состав
•    Бронников Сергей Анатольевич - кандидат педагогических наук, профессор. Сфера научных интересов: этнопедагогика и проблемы воспитания в современных условиях.
•    Евсецова Елена Андреевна - кандидат педагогических наук, доцент. Сфера научных интересов: инновационные и традиционные образовательные технологии подготовки учителя.
•    Зиганшина Сугда Фагимовна - кандидат педагогических наук, доцент. Сфера научных интересов: культура межнационального общения.
•    Рахматуллин Тимергали Гайданиевич - кандидат педагогических наук, доцент. Сфера научных интересов: одаренные дети: особенности их обучения и воспитания.
•    Сапегин Константин Васильевич – кандидат психологических наук, доцент. Сфера научных интересов: психология педагогической оценки, становления школьника как субъекта учебной деятельности, психологическая служба в вузе.
•    Улыбина Олеся Викторовна – кандидат психологических наук, доцент. Сфера научных интересов: стили педагогического общения, психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, профориентационная работа в студенческом социуме.
•    Фролова Ольга Викторовна – кандидат психологических наук, доцент. Сфера научных интересов: психолого-педагогические аспекты работы с детьми с нарушениями зрения.
•    Хамидуллина Лидия Камиловна – кандидат педагогических наук, доцент. Сфера научных интересов: подготовка будущих учителей к исследовательской деятельности в образовательных организациях.
•    Хахалкина Ульяна Викторовна – кандидат психологических наук, доцент. Сфера научных интересов: особенности развития межличностных отношений в образовательном процессе, работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
•    Юричка Юрий Иванович - доктор педагогических наук, профессор. Сфера научных интересов: проблемы девиантологии, социально-педагогические основы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних.

Основные дисциплины
•    Педагогика;
•    Профессиональная этика;
•    Образовательное право;
•    Педагогика и психология;
•    Опасные ситуации и защита от них: Опасные ситуации социального характера и защита от них;
•    Психология;
•    Специальная психология;
•    Детская практическая психология;
•    Детская психология;
•    Социальная психология;
•    Психология физического воспитания и спорта;
•    Психологические основы безопасности;
•    Психология и педагогика: психология;
•    Методы тематической статистики в психолого-педагогических науках;
•    Спецкурсы по педагогике и психологии.

Главные задачи кафедры
Главной задачей социально-гуманитарных кафедр в вузе всегда было и остается вооружение студентов - будущих учителей высокой культурой мышления и широким знанием жизни для эффективного обучения и воспитания учащихся средней школы.

Направления научных исследований:
•    Организация воспитательной деятельности в гуманитарном вузе с учетом национально-региональных особенностей;
•    Подготовка студентов к предупреждению и разрешению конфликтов в школе;
•    Одаренность. Одаренные дети. Подготовка учителя к работе с одаренными детьми;
•    Социологические исследования в образовательном учреждении;
•    Системная интеграция педагогических подходов к изучению истории педагогики;
•    Подготовка студентов к реализации деятельностного подхода в педагогическом процессе.
•    Особенности взаимовосприятия педагога и детей с задержкой психического развития в зависимости от стиля педагогического общения.
•    Особенности эмоционального восприятия учителя учащимися школы VIII вида

Количество преподавателей, имеющих ученую степень на кафедре, 10 человек, что составляет 100% от общего числа штатных преподавателей. Преподаватели кафедры работают на всех факультетах Бирского филиала БашГУ.

Кафедра педагогики и психологии, участвуя в работе общеакадемических органов (Ученый Совет, Психолого-педагогический совет), выступая инициатором проведения совещаний, научно-практических конференций разного масштаба, являясь разработчиком ряда педагогических концепций и проектов, вносит достойный вклад в успешное функционирование и перспективное развитие педагогической академии.

Основные усилия членов кафедры направлены на повышение профессионально-педагогической подготовки студентов.

Ведущие преподаватели кафедра педагогики и психологии (Бронников С.А. к.п.н., профессор, член корреспондент МАНПО, зав. кафедрой; Евсецова Е.А. к.п.н., доцент; Зиганшина С.Ф. к.п.н., доцент; Сапегин К.В. к.псих.н., доцент; Улыбина У.В. к.псих.н., доцент; Фролова О.В. к.псих.н., доцент;  Хамидуллина Л.К. . к.п.н., доцент; Хахалкина У.В. к.псих.н., доцент; Юричка Ю.И. . д.п.н., проф., действительный член МАНПО) продолжают работать над проблемами совершенствования, модернизации учебно-воспитательного процесса в школе, вузе, над проблемами школьной и вузовской педагогики и психологии. На кафедре сформировалось, таким образом, двуединое, взаимосвязанное направление: школа-вуз. Мы выделяем единое, общепринятое в науке направление: отклоняющееся развитие и поведение несовершеннолетних девиантные дети и одаренные дети.

Проводим интенсивное сотрудничество и на международном уровне. Налажены тесные контакты с Павлышской СШ, музеем им. В.А. Сухомлинского, руководством школы (Украина).
Кроме того, проводится интенсивная продуктивная научно-исследовательская работа со студентами (дипломные, ВКР, курсовые работы).

В 2014г. были проверены четыре международные научно-практические конференции:
Психология труда и профессиональное развитие педагога: актуальное состояние, проблемы и перспективы. Материалы Ежегодной международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному дню учителя и Дню учителя в России (5 октября 2014 г.)

Современные проблемы личностного и корпоративного развития. Материалы Ежегодной международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному дню информации о развитии (24 октября 2014 г.)

Молодежь третьего тысячелетия: традиции и инновации. Материалы Ежегодной международной научно-практической конференции, посвященной Международному дню молодежи (10 ноября 2014 г.)

Теория и практика толерантности: от конфликтов к миру и согласию. Материалы Ежегодной международной научно-практической конференции, посвященной Международному дню толерантности (16 ноября 2014 г.)

О кафедре педагогики и психологии
Кафедра педагогики и психологии функционирует с момента организации вуза. В 2012 г. по итогам заключения экспертов Министерства образования РФ кафедра по нормативно-правовым, организационным, учебно-методическим, научно-исследовательским, профессионально-компетентным и другим параметрам успешно прошла аттестационные испытания.

За предстоящий аттестационный этап профессорско-преподавательским составом кафедры ведется интенсивная плодотворная работа поисков инновационных психолого-педагогических подходов формирования личности педагога в условиях реализации нацпроекта "Образование" и перехода к двухуровневой модели образования. Обновлены, переработаны и опубликованы учебно-методические комплексы по всем блокам педагогического цикла дисциплин. Составлен пилотный, экспериментальный вариант УМК для непедагогических специальностей.

Особое внимание профессорско-преподавательский состав кафедры уделяет научно-исследовательской деятельности. Тема научных изысканий "Социально-педагогические основы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних" зарегистрирована и утверждена в Министерстве образования и науки РФ (рег. 01.2002.03972 МО РФ, научный руководитель доктор пед. наук, проф., Академик МАНПО Юричка Ю.И.). Нами создана и успешно функционирует научная школа по проблеме исследования. В ее состав входят более 25 преподавателей вузов и практических работников школ, инспекторов ОДН МВД РБ.

По проблеме исследований научной школы уже защищено 15 кандидатских и докторских диссертаций. Ежегодно проводятся разноуровневые научно-практические конференции, а по их итогам издаются сборники научных трудов. Сотрудниками научной школы опубликовано более трехсот разножанровых изданий. Среди них монографии, учебники, учебные пособия, сборники научных трудов, статьи ("Девиантология: конфликты, агрессия, наркомания, лудомания, правонарушения", "Комплексный подход к профилактике отклонений в поведении школьников", "Система работы школы по профилактике отклонений в поведении учащихся", "Формирование здорового образа жизни детей и подростков", "Изучение, предупреждение и разрешение конфликтов в школе", "Социально-педагогические основы реадаптации личности подростка-девианта" и др.). Все эти работы были опубликованы в центральных изданиях.

Накопленный теоретический опыт успешно реализуется в практику работы образовательных учреждений.

Переподготовку учительских кадров (ИРО РБ, МО РБ) считаем весьма важным направлением в ранней профилактике асоциальных проявлений среди несовершеннолетних. На базе информационно-консультативного центра Института развития образования РБ при БФ БашГУ ежегодно проводятся курсы повышения квалификации воспитателей, классных руководителей, социальных педагогов по разработанной нами 72-108-часовой программе.

Кафедра педагогики и психологии совместно с центром подготовки вожатых для летних оздоровительных лагерей "Отделением организаторов детского досуга" факультета дополнительных педагогических профессий (ФДПП) проводит обширную плодотворную содержательную работу по организации и проведению досуга в детских оздоровительных лагерях и учреждениях дополнительного образования.

Данное отделение по результатам проведенного нами ранжирования на предмет популярности отделений ФДПП заняло первое ранговое место. Программа отделения включает темы о современной системе внешкольного социума и досуга, специфике внешкольного социума, об учителе современной школы и проблеме организации досуговой деятельности учащихся, в том числе и в летний период. Большое внимание в программе уделяется вопросам содержания, форм и методов школьных клубов, кружков, объединений по интересам, а также нетрадиционным формам организации досуга и т.д. Целевой установкой данного отделения является предоставление студентам возможности дополнительной профессии, формирование мотивации деятельности, раскрытие ее психолого-педагогической основы, развитие творческого потенциала и организационных способностей, связанных с практикой работы с детьми, повышение конкурентоспособности студентов академии на рынке сезонной занятости.

Так, например, игровой блок программы знакомит слушателей отделения с преимуществами игровых занятий в процессе воспитания, выделяя целевые назначения каждой группы игр. В ходе занятий студенты овладевают психотехникой проведения игр с учетом условий эффективности их проведения.

Современный учитель - человек, который не только отлично владеет своим предметом, но и отлично может рисовать, петь, танцевать и т.д., хорошо разбирается в вопросах политики, искусства. Неслучайно в раздел программы были включены часы по хореографии, живописи, оригами, графике.

Необходимо отметить, что на отделении организаторов детского досуга кроме работающих высококвалифицированных преподавателей кафедры педагогики, имеющих солидный стаж теоретической и практической работы по данному профилю, были приглашены хореограф, художник, музыкант из детской школы искусств, имеющие соответствующее специальное высшее образование, а также работники детского центра творчества (оригами, нитяная графика и т.д.). Во время инструктивно-методического лагеря со студентами были организованы занятия в "мастер-классах", что обеспечило единство теоретической и практической подготовки по дополнительной педагогической профессии. Необходимость такой интеграции происходила из специфики обучения, которая привела нас к идее комплексных занятий, в ходе которых изложение теоретического материала переплетено с отработкой практических умений по его использованию.

Оказываемая моральная и практическая помощь студентам со стороны данных специалистов на этапе подготовки и в период выполнения заданий обеспечивала "ситуацию успеха" или педагогически целесообразный выход из "ситуации неуспеха".

Наиболее благоприятные условия для развития творческих возможностей детей, на наш взгляд, создаются в профильных отрядах.

Вот уже более 20 лет мы занимаемся вопросами подготовки студентов к организации досуговой деятельности, включая и летний отдых детей. За это время нами были подготовлены и применены в ходе обучения студентов данному виду деятельности на отделении ФДПП следующие программы: "Диалог культур", "Радуга", "Телеигры в досуговой деятельности детей", "Экспедиция ИКС", "Игры . путешествия в летнем оздоровительном лагере", "Сказка в летнем оздоровительном лагере", "По дорогам приключений", "Мы . дети природы" и т.д.

Все программы используются слушателями и выпускниками отделения по подготовке организаторов досуговой деятельности детей в летних оздоровительных лагерях и базах отдыха, школах, по месту жительства.

В течение последних десяти лет выпускники отделения организаторов детского досуга работали в качестве вожатых под нашим непосредственным руководством, данные программы были апробированы в лагерях "Росинка" Кармановской ГРЭС (г.Нефтекамск), "Сокол" (г.Уфа), "Сосновый бор" (г.Бирск), "Чайка" (г.Бирск), "Лесная сказка" (г.Бирск).
Изучение общественного мнения показало, что в этих программах детей и взрослых привлекает большое разнообразие, необычность форм. Как правило, педагогическую практику студенты проводят на высоком уровне. Получив подобную подготовку, студенты способны сами создать психолого-педагогические условия для развития, совершенствования способностей, дарований детей в избранной ими деятельности.

Подтверждением эффективности данной работы служит тот факт, что уже на протяжении многих лет наши вожатые являются участниками республиканских слётов и фестивалей педагогических отрядов, проводимых в г.Уфе, г.Белебее. Неизменно они возвращались с дипломами. На фестивалях "Вожатское лето" вожатые нашей академии ежегодно награждаются дипломами по различным номинациям.

Таким образом, в нашем вузе накоплен достаточно богатый опыт по подготовке студентов к организации досуга детей, их воспитанию и развитию.