Кафедра физической культуры и спорта

Учебно-методические комплексы кафедры

Заведующий кафедрой Кругликова В.С. - к.п.н., доцент.

Ведущие преподаватели

    • Усманов В.Ф. - к.п.н., доцент;
    • Минибаев Р.М. -старший преподаватель;
    • Миннегалиев М.М. - к.п.н., доцент;
    • Ардеев Р.Г. - к.б.н., доцент;
    • Кругликова В.С. - к.п.н., доцент;
    • Филиппов В.Ю. – старший преподаватель;
    • Десяткина Л. Ю.– ассистент;
    • Крылова З. Р. – ассистент;
    • Закиров И. М. – ассистент;
    • Тулкубаева Е. В. – ассистент;
    • Нафиков Д. Т. - ассистент.
  •  
  • Перечень основных предметов, преподаваемых на кафедре

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2005 года факультет осуществляет образовательную деятельность по следующим основным специальностям в сочетании с дополнительными специальностями по специальности 033100: "Физическая культура".

История физической культуры. Перед курсом "История физической культуры и спорта" стоят следующие задачи: показать этапы становления и развития физической культуры и спорта в различные исторические периоды; раскрыть значение, роль и место физической культуры и спорта в жизни общества; способствовать формированию научного мировоззрения, исследовательских навыков; прививать любовь к благородной профессии педагога, тренера, организатора и пропагандиста физкультурного движения; способствовать повышению общей культуры, расширению кругозора, обогащению знаний в области физической культуры и спорта.

Теория и методика физической культуры и спорта. Курс ТМФКиС как профилирующий предмет призван вооружить студентов глубокими научно-теоретическими и методическими занятиями социально-педагогических основ физического воспитания и привить им умения практической реализации основных его направлений, необходимых для проведения занятий по физической культуре и спорту в начальной, основной, средней, профессиональной школе и других образовательных учреждений. Он тесно связан с другими дисциплинами, прежде всего, спортивно-педагогическими. При их изучении основные положения ТМФКиС практически реализуются на конкретной предметной основе (гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры и т.д.).

Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. Цель дисциплины - совершенствование процесса профессиональной подготовки студентов на основе соединения учебного процесса с научной и методической деятельностью.

Базовые и новые физкультурно-спортивные виды. Цель курса - содействовать формированию у студентов навыков профессиональной деятельности педагога по физической культуре и спорту на предметной основе включенных в программу спортивных игр.

Плавание. Цель дисциплины - изучение наиболее общих закономерностей передвижений в водной среде, представленных в спортивных и прикладных способах плавания; приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для преподавания плавания.

Легкая атлетика. Курс легкой атлетики предусматривает изучение студентами теории и методики преподавания легкой атлетики, овладение техникой основных видов легкоатлетических упражнений, приобретение основных знаний, умений, навыков для самостоятельной педагогической работы в школе.

Новые физкультурные виды. Содержание курса "Новые физкультурные виды" посвящена теории и методики новых видов спорта: дана общая характеристика каждого нового вида спорта; рассмотрены специфика нового физкультурного вида и особенности соревновательной и тренировочной деятельности, техники и тактики; рассмотрено обучение технике и тактике, развитие физических качеств на основе положений дидактики спорта и с учетом специфики нового физкультурного вида; рассмотрено управление процессом подготовки спортсменов занимающиеся с каждым новым физкультурным видом; рассмотрен комплексный контроль; запланирована организация и проведение соревнований по новым физкультурно-спортивным видам.

Лыжный спорт. Задачи курса:

  • изучение студентами истории возникновения лыжного спорта, его места и значения в системе физического воспитания школьников и взрослого населения, теории и методики его преподавания;
  • овладение техникой основных способов передвижения на лыжах, прикладных упражнений;
  • приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для успешной самостоятельной организационной и педагогической работы с учащимися во всех типах школ и ДЮСШ по лыжной подготовке и лыжному спорту, а также для оздоровительных занятий на лыжах со взрослым населением.

Гимнастика. Задачи курса:

  • формирование у студентов специальных знаний в области гимнастики, обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом. Формирование организаторских умений и навыков.
  • развитие двигательных и психических способностей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями различной сложности, бытовыми, профессиональными и прикладными двигательными умениями и навыками.
  • формирование организаторских и профессионально-прикладных умений и навыков, необходимых для успешной педагогической деятельности.
  • подготовка квалифицированных спортсменов по спортивной, художественной гимнастике и акробатике как самостоятельных видов спорта.

Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование. Содержание курса "Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование" взаимосвязано с ТМФК и С на основе реализации общих положений через специфику отдельного вида спорта, а также соотнесено с той спортивно-педагогической дисциплиной, на базе которой ПФСС проводится. Это значит, что все формы занятий по содержанию должны отражать особенности избранного вида спорта, развивая, конкретизируя на его предметной основе положения ТМФК и С. Кроме того, необходимо опираться на другие межпредметные связи.

Общая и специальная физическая подготовка по базовым видам спорта. Изучение курса "Общая и специальная физическая подготовка по базовым видам спорта" играет важную роль в образовании учителя физической культуры и спорта. "Общая и специальная физическая подготовка по базовым видам спорта" раскрывает сущность процессов физического образования, физического воспитания и обучения физическим упражнениям.

Научно-исследовательская деятельность студентов

Необходимой составной частью учебного процесса является научно-исследовательская работа студентов. На факультете разработана эффективная система привлечения к научным разработкам студентов. Уже с первого курса обучения студенты получают первичные навыки научной деятельности. Работа проводится главным образом при выполнении студентами курсовых и дипломных работ, участия в различных конкурсах и студенческих городских и республиканских научных конференциях. Авторы лучших работ получают возможность опубликовать свои статьи и получить денежное вознаграждение в размере одной минимальной стипендии.

Результатом НИР является оформление ВКР и подготовка к защите. По итогам защиты наиболее талантливые и способные выпускники получают рекомендации для обучения в аспирантуре.