Учебно-методическая работа

Учебно-методическая работа

Образовательная деятельность кафедры направлена на реализацию программ высшего образования по направлениям:

         45.04.01 «Филология» (Магистратура)

         Профиль «Русский язык»

        44.03.05 «Педагогическое образование»

        Профили «Русский язык», «Литература»;

        профили «Родной (башкирский) язык и литература», «Русский язык

         профили «Родной (башкирский) язык и литература», «Иностранный (английский) язык»

        44.03.01 «Педагогическое образование»

        Профиль «Русский язык»;

        51.03.03 «Социально-культурная деятельность»

        Профиль «Социально-культурные технологии в индустрии досуга»

 

        Учебно-методическая работа, как один из важнейших видов кафедральной деятельности, определяет содержание работы профессорско-преподавательского состава и качество подготовки специалистов.

       Учебно-методическая работа кафедры представляет собой целостную систему взаимосвязанных приемов, форм и методов, планомерно и целенаправленно используемых основными организационно-методическими структурами кафедры и преподавателями в целях повышения эффективности и качества учебно-воспитательного процесса и совершенствования методического мастерства преподавателей.

          Основными направлениями учебно-методической работы кафедры являются:

         – дальнейшее совершенствование содержания и организационных форм и методов филологического образования студентов университета;

         – реализация личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе с целью развития творческой индивидуальности и профессиональной самостоятельности будущих специалистов;

         – совершенствование творческого взаимодействия с органами управления образованием и образовательными учреждениями.

         В контексте фундаментализации университетского образования преподавателями кафедры постоянно совершенствуются учебные программы в аспекте усиления методологических и теоретических основ преподаваемых учебных дисциплин, обновляются списки рекомендуемой для студентов литературы с использованием интернет-источников.

        Коллектив кафедры осознает, что будущее высшего профессионального образования связано с развитием информационного пространства, возможностями дистанционного образования. А это требует от преподавателей активного освоения информационных технологий и, в частности, большой и кропотливой работы по созданию электронных учебных пособий. В этом направлении организована работа по совершенствованию методического обеспечения учебного процесса по дисциплинам кафедры.

        При конструировании технологий обучения преподавателями кафедры особое внимание уделяется созданию оптимальных условий для эффективной организации учебно-познавательной и исследовательской деятельности студентов, а также интенсифицируется их самостоятельная деятельность, что диктуется явным дефицитом бюджета времени отводимого на аудиторную работу. Основными формами и методами организации СРС являются исследовательское аннотирование источников, анализ перспективных филологических исследований, проведение опытно-экспериментальной работы в школах (анкетирование, беседы, изучение продуктов деятельности учащихся, тестирование и др.), анализ эмпирических материалов экспериментальной работы, выполнение исследовательских заданий и др.

         Среди новых форм обучения сотрудниками кафедры отдается предпочтение современным технологиям обучения: учебный диалог, отработка диалогового взаимодействия в учебном процессе, проектные формы работы, организационно-деятельностные игры, учебные дискуссии, дидактические игры, учебные конференции.

         Преподавателями кафедры ведется активная работа по руководству курсовыми, выпускными квалификационными работами, ежегодно обновляется тематика курсовых работ. При формулировании тем выпускных работ учитывается специфика факультета, современные тенденции филологической, педагогической науки и образовательной практики, национально-культурные особенности региона.

        В течение последних пяти лет кафедрой ежегодно проводятся олимпиады среди филологически одаренных студентов и школьников, которые свидетельствуют, что достаточно много молодых людей с хорошим творческим потенциалом, умеющих теоретически мыслить, обладающих достаточным багажом знаний, способных к поисковой деятельности.

        В системе профессиональной подготовки будущих педагогов педагогическая практика всегда считалась приоритетным этапом. Даже в рамках дополнительной квалификации подготовка преподавателя немыслима без педпрактики. Совершенствованию содержания и организации педпрактики на кафедре уделяется большое внимание. Поэтому этот вопрос постоянно рассматривается на заседаниях кафедры.

 

 

        В целях совершенствования контроля результатов учебной деятельности студентов на кафедре активно внедряется модульно-рейтинговая система контроля, что во многом позволяет стимулировать самостоятельную работу студентов, систематизировать учебный процесс, что дисциплинирует и повышает познавательную деятельность.

         С целью интеграции образовательных учреждений на основе сквозных программ в формате вуз – школа – библиотеки – музеи – СМИ  с 2011 года функционирует научно-методический кластер «Филология», созданный на базе МБОУ СОШ №7 г. Бирска и кафедры филологии БФ БашГУ.

       Одним из основных направлений работы кластера «Филология» является разработка целостной системы целенаправленной работы с филологически одаренными детьми; развитие системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в общеобразовательных учреждениях; расширение возможностей участия в творческих конкурсах, проектах, олимпиадах, научно-практических конференциях.

         В 2018 году на базе кафедры филологии была создана экспериментальная лаборатория по внедрению инновационных технологий преподавания литературы в школе. Результатами работы стали мастер-классы с применением кейс-технологий, способствующие более углубленному изучению произведений художественной литературы без отрыва от жизненных реалий. В перспективе работы – апробация новых технологий в средней и старшей щколе, публикация результатов исследования.