Научно-методическая и учебно-воспитательная работа кафедры Философии и социально-экономических наук

Цель воспитательной  работы  кафедры - формирование поликультурной личности, индивида с развитым политическим сознанием, что способствует формированию установки на толерантность и объемное видение мира; индивида с развитым историческим сознанием, являющимся основой этнического и общегосударственного сознания. Поликультурная личность сочетает в себе культуру нравственную, политическую, правовую, эстетическую, трудовую, и др. Это творчески развитая целостная личность, умеющая самостоятельно формулировать проблемы и практически решать их с высоких гражданских позиций.

Задачи  кафедры

В  соответствии  с  комплексной программой воспитания студентов Бирской государственной социально-педагогической академии кафедра социально-гуманитарных  наук преследует цель обеспечить оптимальные организационные, научно-методические, информационные и методические условия для развития интегрированной воспитательной системы, содействующей развитию профессиональной и социальной адаптации будущего учителя, формированию поликультурной, гуманнонравственной, творчески развитой, интеллектуальной, конкурент­носпособной, целостной личности, умеющей самостоятельно формировать проблемы и практически решать их с высоких гражданских позиций на основе использования поликультурных традиций и новейших достижений мирового опыта в области воспитания.

Исходя  из  цели  и  задач  воспитательной  работы кафедра  в  процессе  учебно-воспитательной  работы:

· Формирование целостного мировоззрения, гуманизма, нравственно-эстетической культуры как фундамента профессионального становления будущего учителя;

· Формирование гражданственности и патриотизма;

· Повышение культуры межнациональных и этнических отношений в молодежной студенческой среде;

· Формирование целостного отношения к окружающей действительности (к языку, культуре, истории, обычаям, традициям, религии);

· Формирование уважительного отношения к правам молодежи в соответствии с Декларацией прав человека.

Целью работы с профессорско-преподавательским составом в системе повышения их педагогического мастерства является обеспечение всех необходи­мых условий для совершенствования их профессионализма, единства педагогичес­кой и воспитательной деятельности, нацеленности на быстрейшую адаптацию и переориентацию в условиях социальных изменений, повышения требований к современному педагогу, к его личности и деятельности как воспитателя.

В  этой  связи  в  течение  всего  периода  обучения  планируется:

· Постоянное расширение и углубление теоретических знаний о сущности, проблемах, методах и формах воспитания;

· Совершенствование этнопедагогического кругозора, формирование правильного представления о значении государственного языка, сущности традиций, обычаев казахского народа, его духовной культуры;

· Формирование необходимых навыков и умений воспитательной работы, а именно: умение диагностировать уровень воспитанности студентов, моделировать воспитательную систему, учитывать конкретную ситуацию в работе со студенческой молодежью.
 

Основными принципами, определяющими и ориентирующими воспита­тельную работу, являются:

· принцип гуманизма предполагает субъект-субъектные отношения между воспитателем и воспитуемым, отношение к студенту как личности, ответственной за свое развитие;

· принцип научного подхода, включающего в себя понимание человека как биосоциокультурного существа, что определяет стратегию воспитания студента, учитывающего биологические, социальные, экологические факторы;

· принцип культуросообразности предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях с учетом ценностей и норм национальной культуры, общего и особенного;

- принцип эффективности социального взаимодействия, способствующий развитию навыков общения, социокультурному самоопределению, социальной адаптации и социальной самореализации;

· принцип концентрации воспитания на развитие социальной и культурной компетенции личности предполагает, что стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь студентам в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении.

- принципы повышения квалификации, педагогического мастерства пре­по­дава­телей-воспитателей:

· реализация многоуровневого, вариативного повышения квалификации, интегративности и индивидуализации учебного процесса;

· системный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы к обучению;

· проблемность развития творческого профессионально-педагогического мышления слушателей и умения их самореализации в деятельности;

· диалогичность и организация деятельности в процессе обучения на основе гуманистической психологии и человекоцентристского подхода в обучении.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ

Воспитание поликультурной личности  предполагает формирование всех видов культур – интеллектуальной,  нравственной, политической, правовой, эстетической.

Интеллектуальная (умственная) культура означает овладение системой научных и прикладных знаний и умение их применять. Сегодня меняется стиль мышления, склад ума. Современный специалист с широким и системным мышлением должен быть психологически готовым к изменяющимся условиям труда, к пополнению и обновлению своих знаний.

Процесс интеллектуального воспитания должен быть обращен к личности обучающегося. Образовательный процесс должен ориентироваться на возрастание роли и места самостоятельного приобретения знания, у студентов должна быть сформирована психологическая, теоретическая и практическая готовность к саморазвитию, самообразованию, самосовершенствованию.

Задачи интеллектуального воспитания  в  процессе  преподавания  социально-гуманитарных  наук:

· развитие познавательных мотивов, навыков мыслительной деятельности, творческих способностей каждой личности;

· формирование постоянного стремления к обогащению современными научными знаниями, ценностями мировой цивилизации;

· приобретение информационной культуры в процессе овладения компьютерной грамотностью.

- Воспитание  культуры  философского  мышления
 

Нравственная культура - ведущий компонент во всестороннем развитии личности, в формировании системы нравственного сознания, чувств и поведения. На современном этапе важным является формирование нравственных ценностей и ориентации у будущих учителей.

Нравственная культура выступает фундаментом человека как биопсихо-социо­культурного существа. Она проявляет себя, опредмечивается через гуманитарную деятельность, социальную практику.

Задачи:

· формирование социальной активности, активное участие в собственном гуманно-нравственном саморазвитии;

· понимание своего гражданского долга и ответственности за выполняемое дело, проявление требовательности к себе, к другим людям;

· становиться чутким, честным, милосердным, отзывчивым;· установление добрых отношений, сотрудничества и взаимопомощи людей разных национальностей;
· формирование национальной гордости, уважения к родному языку и  литературе, истории и искусству своего и других народов;

· формирование российского патриотизма, национального согласия, почитания культуры, традиций и языков других народов;

· трудовое обучение как часть нравственного воспитания, знание особенностей труда в условиях предпринимательской деятельности в сфере бизнеса, негосударственных секторах экономики.

Политическая культура как стержень всей идейно-теоретической культуры личности. Она выступает показателем гражданской зрелости личности и осуществляется как через преподавание социально-политических, гуманитарных дисциплин, так и дисциплин  психолого-педагогического  цикла.

Задачи:

· формирование научного мировоззрения, политической сознательности, гуманизма, патриотизма, высокой гражданственности, социальной активности;

· единство политического воспитания с интеллектуальным, духовно-нравственным, трудовым воспитанием;

· ориентация студентов на конструктивный диалог, овладение общественными идеями в процессе их всестороннего общения и включения в многообразную деятельность по усовершенствованию окружающей действительности.

Правовое воспитание - источник формирования правовой культуры и поведения студента. Цель данного воспитания предполагает свободный выбор мировоззренческой ориентации, критическое отношение к мировоззренческой позиции, осознанную и обоснованную выработку убеждений.

Задачи:

· формирование правового сознания, законопослушания и правозащищенности студентов;

· формирование ответственности за свои поступки в аспекте выбора.

Экономическое воспитание - важный приоритетный фактор в государственной образовательной политике Российской  Федерации  и  Республики Башкортостан, способствующий формированию экономического мышления.

В жизни страны нет ни одной сферы деятельности, где бы человек был абсолютно независимым от мира экономики и его законов. В современных условиях экономические знания носят универсальный характер, поэтому в центре внимания находится проблема организации помощи студентам в изучении ими основ рыночной экономики.

Задачи:

· формирование экономического мышления;

· воспитание честного понимания перестройки общества на основе нового управления в условиях рыночных отношений;

· оценка жизни по-новому, адаптация собственной жизни к условиям нового времени;

· необходимо формировать у студентов экономический опыт.

Эстетическое воспитание - органическая часть формирования всесторонне развитой личности, сочетающей в себе интеллектуальную культуру, нравственно-эстетическую воспитанность и физическую закалку. Невозможно вести речь о поликультурной личности, если у нее не сформировано эстетическое освоение среды, эстетическое сознание и самосознание. Сферой эстетического освоения действительности выступает искусство, природа, межличностные отношения.

Задачи:

· формирование эстетического сознания, чувств, переживаний, эстетического вкуса, эстетических интересов и потребностей;

· воспитание собственных дарований, талантов, творческих способностей в различных областях искусства;

· выработать эстетический вкус к самореализации своих творческих способностей в сфере духовно-практической деятельности.