Цель воспитательной работы кафедры - формирование поликультурной личности, индивида с развитым политическим сознанием, что способствует формированию установки на толерантность и объемное видение мира; индивида с развитым историческим сознанием, являющимся основой этнического и общегосударственного сознания. Поликультурная личность сочетает в себе культуру нравственную, политическую, правовую, эстетическую, трудовую, и др. Это творчески развитая целостная личность, умеющая самостоятельно формулировать проблемы и практически решать их с высоких гражданских позиций.
Задачи кафедры
В соответствии с комплексной программой воспитания студентов Бирской государственной социально-педагогической академии кафедра социально-гуманитарных наук преследует цель обеспечить оптимальные организационные, научно-методические, информационные и методические условия для развития интегрированной воспитательной системы, содействующей развитию профессиональной и социальной адаптации будущего учителя, формированию поликультурной, гуманнонравственной, творчески развитой, интеллектуальной, конкурентноспособной, целостной личности, умеющей самостоятельно формировать проблемы и практически решать их с высоких гражданских позиций на основе использования поликультурных традиций и новейших достижений мирового опыта в области воспитания.
Исходя из цели и задач воспитательной работы кафедра в процессе учебно-воспитательной работы:
· Формирование целостного мировоззрения, гуманизма, нравственно-эстетической культуры как фундамента профессионального становления будущего учителя;
· Формирование гражданственности и патриотизма;
· Повышение культуры межнациональных и этнических отношений в молодежной студенческой среде;
· Формирование целостного отношения к окружающей действительности (к языку, культуре, истории, обычаям, традициям, религии);
· Формирование уважительного отношения к правам молодежи в соответствии с Декларацией прав человека.
Целью работы с профессорско-преподавательским составом в системе повышения их педагогического мастерства является обеспечение всех необходимых условий для совершенствования их профессионализма, единства педагогической и воспитательной деятельности, нацеленности на быстрейшую адаптацию и переориентацию в условиях социальных изменений, повышения требований к современному педагогу, к его личности и деятельности как воспитателя.
В этой связи в течение всего периода обучения планируется:
· Постоянное расширение и углубление теоретических знаний о сущности, проблемах, методах и формах воспитания;
· Совершенствование этнопедагогического кругозора, формирование правильного представления о значении государственного языка, сущности традиций, обычаев казахского народа, его духовной культуры;
· Формирование необходимых навыков и умений воспитательной работы, а именно: умение диагностировать уровень воспитанности студентов, моделировать воспитательную систему, учитывать конкретную ситуацию в работе со студенческой молодежью.
Основными принципами, определяющими и ориентирующими воспитательную работу, являются:
· принцип гуманизма предполагает субъект-субъектные отношения между воспитателем и воспитуемым, отношение к студенту как личности, ответственной за свое развитие;
· принцип научного подхода, включающего в себя понимание человека как биосоциокультурного существа, что определяет стратегию воспитания студента, учитывающего биологические, социальные, экологические факторы;
· принцип культуросообразности предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях с учетом ценностей и норм национальной культуры, общего и особенного;
- принцип эффективности социального взаимодействия, способствующий развитию навыков общения, социокультурному самоопределению, социальной адаптации и социальной самореализации;
· принцип концентрации воспитания на развитие социальной и культурной компетенции личности предполагает, что стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь студентам в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении.
- принципы повышения квалификации, педагогического мастерства преподавателей-воспитателей:
· реализация многоуровневого, вариативного повышения квалификации, интегративности и индивидуализации учебного процесса;
· системный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы к обучению;
· проблемность развития творческого профессионально-педагогического мышления слушателей и умения их самореализации в деятельности;
· диалогичность и организация деятельности в процессе обучения на основе гуманистической психологии и человекоцентристского подхода в обучении.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ
Воспитание поликультурной личности предполагает формирование всех видов культур – интеллектуальной, нравственной, политической, правовой, эстетической.
Интеллектуальная (умственная) культура означает овладение системой научных и прикладных знаний и умение их применять. Сегодня меняется стиль мышления, склад ума. Современный специалист с широким и системным мышлением должен быть психологически готовым к изменяющимся условиям труда, к пополнению и обновлению своих знаний.
Процесс интеллектуального воспитания должен быть обращен к личности обучающегося. Образовательный процесс должен ориентироваться на возрастание роли и места самостоятельного приобретения знания, у студентов должна быть сформирована психологическая, теоретическая и практическая готовность к саморазвитию, самообразованию, самосовершенствованию.
Задачи интеллектуального воспитания в процессе преподавания социально-гуманитарных наук:
· развитие познавательных мотивов, навыков мыслительной деятельности, творческих способностей каждой личности;
· формирование постоянного стремления к обогащению современными научными знаниями, ценностями мировой цивилизации;
· приобретение информационной культуры в процессе овладения компьютерной грамотностью.
- Воспитание культуры философского мышления
Нравственная культура - ведущий компонент во всестороннем развитии личности, в формировании системы нравственного сознания, чувств и поведения. На современном этапе важным является формирование нравственных ценностей и ориентации у будущих учителей.
Нравственная культура выступает фундаментом человека как биопсихо-социокультурного существа. Она проявляет себя, опредмечивается через гуманитарную деятельность, социальную практику.
Задачи:
· формирование социальной активности, активное участие в собственном гуманно-нравственном саморазвитии;
· понимание своего гражданского долга и ответственности за выполняемое дело, проявление требовательности к себе, к другим людям;
· становиться чутким, честным, милосердным, отзывчивым;· установление добрых отношений, сотрудничества и взаимопомощи людей разных национальностей;
· формирование национальной гордости, уважения к родному языку и литературе, истории и искусству своего и других народов;
· формирование российского патриотизма, национального согласия, почитания культуры, традиций и языков других народов;
· трудовое обучение как часть нравственного воспитания, знание особенностей труда в условиях предпринимательской деятельности в сфере бизнеса, негосударственных секторах экономики.
Политическая культура как стержень всей идейно-теоретической культуры личности. Она выступает показателем гражданской зрелости личности и осуществляется как через преподавание социально-политических, гуманитарных дисциплин, так и дисциплин психолого-педагогического цикла.
Задачи:
· формирование научного мировоззрения, политической сознательности, гуманизма, патриотизма, высокой гражданственности, социальной активности;
· единство политического воспитания с интеллектуальным, духовно-нравственным, трудовым воспитанием;
· ориентация студентов на конструктивный диалог, овладение общественными идеями в процессе их всестороннего общения и включения в многообразную деятельность по усовершенствованию окружающей действительности.
Правовое воспитание - источник формирования правовой культуры и поведения студента. Цель данного воспитания предполагает свободный выбор мировоззренческой ориентации, критическое отношение к мировоззренческой позиции, осознанную и обоснованную выработку убеждений.
Задачи:
· формирование правового сознания, законопослушания и правозащищенности студентов;
· формирование ответственности за свои поступки в аспекте выбора.
Экономическое воспитание - важный приоритетный фактор в государственной образовательной политике Российской Федерации и Республики Башкортостан, способствующий формированию экономического мышления.
В жизни страны нет ни одной сферы деятельности, где бы человек был абсолютно независимым от мира экономики и его законов. В современных условиях экономические знания носят универсальный характер, поэтому в центре внимания находится проблема организации помощи студентам в изучении ими основ рыночной экономики.
Задачи:
· формирование экономического мышления;
· воспитание честного понимания перестройки общества на основе нового управления в условиях рыночных отношений;
· оценка жизни по-новому, адаптация собственной жизни к условиям нового времени;
· необходимо формировать у студентов экономический опыт.
Эстетическое воспитание - органическая часть формирования всесторонне развитой личности, сочетающей в себе интеллектуальную культуру, нравственно-эстетическую воспитанность и физическую закалку. Невозможно вести речь о поликультурной личности, если у нее не сформировано эстетическое освоение среды, эстетическое сознание и самосознание. Сферой эстетического освоения действительности выступает искусство, природа, межличностные отношения.
Задачи:
· формирование эстетического сознания, чувств, переживаний, эстетического вкуса, эстетических интересов и потребностей;
· воспитание собственных дарований, талантов, творческих способностей в различных областях искусства;
· выработать эстетический вкус к самореализации своих творческих способностей в сфере духовно-практической деятельности.