«Праздник науки, методики, опыта»

Е.Латыпова, филологический факультет, 4 курс.

2 ноября 2012 года в стенах Бирского филиала БГУ прошла региональная научно-методическая конференция «Обновление содержания преподавания филологических дисциплин в свете перехода на ФГОС». Организаторами конференции выступили: филологический факультет Бирского филиала ФГБГОУ ВПО «Башкирский государственный университет, научно-методический кластер «Филология»», администрация МБОУ СОШ №7 г. Бирска муниципального района Бирский район.

Были поданы заявки из 19 районов республики: Дюртюлинского, Бураевского, Караидельского, Кушнаренковского, Мишкинского, Татышлинского и многих других, а также городов Белебея, Стерлитамака, Белорецка. В целом, в конференции приняли участие 215 учителей и 208 учеников. Несмотря на то, что конференция была определена как региональная, в ней приняли участие учителя и учащиеся Ямало-ненецкого округа.

Гостям была представлена разнообразная программа: пленарная часть, концерт студентов филологического факультета БФ БашГУ, работа 2 секций: были проведены конференции «Научно-методическое сопровождение к внедрению ФГОС по русскому языку и литературе» (для учителей русского языка и литературы) и «Пропаганда и повышение престижа филологических знаний среди школьников: работа с филологически одаренными детьми » (для учащихся 10-11 классов).

В конференции принял участие директор РЦОИ ДПО ИРО РБ А.И. Блинова. Перед началом конференции нам удалось побеседовать с ним в спокойной обстановке и задать ему несколько вопросов:
- Андрей Иосифович, каковы задачи вашего центра?
- Основной задачей является обработка материалов ЕГЭ по всем общеобразовательным дисциплинам в РБ на разных этапах (досрочном и основном)
- Какова цель вашего приезда в Бирский филиал БашГУ?
- Ваш вуз проводит очень интересную конференцию, на которую соберутся учителя-словесники, готовящие учеников к сдаче ЕГЭ. Меня пригласили для того, чтобы я рассказал, как сдавали выпускники РБ государственный экзамен по русскому языку в 2012 году, какие были проблемы, с какими заданиями учащиеся справились лучше, а с какими – хуже. Также будет представлен рейтинг муниципалитета. Кстати, если говорить о Бирске, то здесь хорошая филологическая школа. По результатам ЕГЭ по русскому языку в 2012 году из 70 муниципальных образования республики Башкортостан Бирский район находится на 6 месте. Это прекрасный результат, поскольку он входит в первую десятку. Более того, четыре школы г. Бирска, из1200 школ республики, вошли в сотню лучших по результатам ЕГЭ по русскому языку. К сожалению, не могу сказать, что все остальные дисциплины в Бирске преподаются так же здорово, как русский язык и литература.
- Как вы оцениваете работу  научно-методического кластера «Филология», который образован филологическим факультетом и школой №7?
- Я оцениваю его работу очень высоко, потому что лицей и школа №7 попали в рейтинг самых сильных школ с точки зрения преподавания лингвистических дисциплин. Их средние показатели 70 баллов и выше, что очень хорошо показывает работу тандема «вуз-школа» и нельзя иначе как высоко оценивать его работу.
Каких результатов вы ждете от сегодняшней конференции?
- Прежде всего, настрой учителей на работу с детьми. Кроме того,  я буду говорить об изменениях, касающихся ЕГЭ 2013 года по русскому языку. Для учителей и учеников эти изменения будут сюрпризом. Есть такие изменения, которые должны облегчить жизнь выпускников, и есть такие, которые затруднят получение высоких баллов. Но если мы заранее будем знать, какие изменения нам готовят, то, наверно, легче будет с ними справиться.
- Что бы вы хотели пожелать учителям при подготовке школьников к ЕГЭ и, конечно же, самим школьникам?
- Учителям мне хотелось бы пожелать, чтобы они перестали с таким желанием и рвением пугать детей этими тремя буквами – ЕГЭ. Чтобы они перестали  начинать готовить к ЕГЭ практически с 4 класса, причем следует заметить, что эта проблема общероссийского масштаба. Любят у нас ругаться словами, состоящими из трех букв, в данном случае аббревиатурой «ЕГЭ». Радует то, что не все так негативно относятся к такой форме экзамена.  Также учителям можно пожелать взаимопонимания с детьми, чтобы они не уставали от взаимной любви, иначе, зачем они пошли в школу. Что касается детей, пожелаю им больше уверенности, но не самоуверенности. Знать, что они смогут справиться со всем, если поставят правильно цели. То есть, они должны научиться ставить правильные цели. Ученики должны знать, что ЕГЭ гораздо менее страшное испытание, чем экзамен в традиционной форме.
Большое спасибо Андрею Иосифовичу за интересную и познавательную беседу. А теперь вернемся непосредственно к конференции.

Конференция началась с пленарной части. Перед гостями выступили с речью директор БФ БашГУ профессор С.М. Усманов, В.В. Ганеев, начальник отдела довузовской подготовки, С.А. Бронников, к.п.н., заведующий кафедрой педагогики, О.А. Курбатова, декан филологического факультета, которая рассказала о научно-методическом кластере «Филология» и раскрыла некоторые нюансы работы с филологически одаренными детьми.
Затем студенты 1-2 курса филологического факультета представили гостям концерт. Зрители смогли полюбоваться прекрасным завораживающим танцем «Павлин» в исполнении Л. Плетневой, хорошо поставленными музыкальными композициями А.Чистяковой «А ты не бойся», группой «Шанс», веселой юмористической сценкой «Опера», представленной театром филологического факультета, и многими другими интересными номерами.

После небольшого перерыва на обед участники конференции распределились по 2 секциям.
Секция для учителей находилась в актовом зале главного корпуса. Перед учителями выступил А.И. Блинов, директор РЦОИ ДПО ИРО РБ, который провел с учителями беседу «Итоги ЕГЭ по русскому языку – 2012». В своем выступлении он представил рейтинги легких/трудных заданий ЕГЭ, раскрыл некоторые секреты их успешного решения. Также перед участниками выступила О.В. Лысова, доцент, к.п.н., поднявшая актуальную в наше время проблему – «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы». Мастер-класс провела Р.А. Безрукова, доцент,к.ф.н., на тему: «Развитие читательской культуры школьников в составе познавательных универсальных действий». Тему «Формирование универсальных учебных действий в работе по развитию речи обучающихся с применением ИКТ» раскрыла Л.К. Курбанова, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №7 г. Бирск, дипломант Всероссийского конкурса «Мой лучший урок» (г. Москва, 2011г.).

Секция №2 под названием «Пропаганда и повышение престижа филологических знаний среди школьников: работа с филологически одаренными детьми» (для учащихся 10-11 классов) проходила на факультете филологии. Сначала дети встретились с деканом филологического факультета О.А. Курбатовой, заведующими кафедрами И.Ш. Юнусовым, В.А. Петишевой,   А.А. Фатхуллиным, которые рассказали им об особенностях обучения на филологическом факультете, о перспективах трудоустройства после окончания факультета и о многом другом.
Затем учащиеся 10-11 классов отправились на олимпиады по русскому языку и литературе. После олимпиад студенты 3 и 4 курса представили музыкально-поэтические композиции (в рамках Литературного салона, руководитель Е.А. Бурцева): «Любовь в жизни поэтов Серебряного века» и «Мистика в поэзии русских романтиков». В небольшом перерыве мы с коллегой решили задать ученикам несколько вопросов, чтобы узнать мнения учащихся о конференции: «Какова цель приезда на конференцию?», «Какие впечатления у вас остались от конференции?» и «Собираетесь ли вы в дельнейшем поступать на филологический факультет?». С этими вопросами мы подошли к первой группе учеников.

Бочкарева Софья, Ибрагимова Эльвира, 11 класс, Нуримановский район:
- Было отлично. Олимпиада – это стоящая вещь. Мы охотно принимали в ней участие и надеемся на призовое место. Сюда мы приехали, чтобы испытать себя перед ЕГЭ.
Володин Павел, 10 класс, Белорецк:
- Я приехал, чтобы набраться опыта, написать олимпиаду. В дальнейшем я собираюсь поступать на филологический факультет, но с вузом я пока не определился. Мне очень понравился факультет и концерт. Также нас везде водили, все показывали. Поэтому, несмотря на трудную дорогу, у нас остались самые хорошие впечатления.
После мероприятия воодушевленные дети отправились на консультацию к ЕГЭ по русскому языку (часть С), которую проводила А.А. Карамова и Г.И. Хильманович.
По завершении конференции учащимся были вручены сертификаты, а учителям – справки об участии.

Итоги конференции мы попросили подвести декана филологического факультета О.А. Курбатову:

- Во-первых, то, что филологией заинтересовалось такое количество людей, это большой плюс нашему факультету и вузу. Мы впервые проводим в рамках нашего факультета такое грандиозное мероприятие. Думаю, что итоги сегодняшнего мероприятия будут хорошими, поскольку мы показали наш факультет, рассказали, какие специальности они могут получить, раскрыли преимущества учебы на нашем факультете, показали то, какие перспективы есть у них в дальнейшем. Олимпиады, которые мы провели сегодня, покажут нам уровень знаний абитуриентов, поскольку часть из них придет на наш факультет. Некоторые уже обращались к нам с вопросом о поступлении.

Во-вторых, это утверждение статуса нашего кластера «Филология». У нас много совместных мероприятий. Одно из них – региональная конференция, проведенная сегодня. То, что приехали люди даже из Ямало-Ненецкого округа, показало, что статус нашей конференции с региональной поднялся до всероссийской.   Люди пришли с тем, чтобы поучиться чему-то, я думаю, что наши преподаватели дали им эту возможность. Со стороны учителей был живой, неподдельный интерес к тому, что говорили им на конференции. Из зала шла такая мощная энергетика, что мы все ее чувствовали.
Сегодня мы были приятно ошеломлены. Мы задумывали «домашний» вариант, а получили такой грандиозный праздник науки, методики, опыта.

Я хочу поблагодарить всех, кто принял активное участие в подготовке и проведении конференции. В первую очередь я хочу поблагодарить за работу  наших преподавателей. Молодцы и наши студенты. Они полностью отдавались своим поручениям: они выступили с концертом, показали литературно-музыкальные композиции, регистрировали участников конференции, служили в группе сопровождения и выполняли много другой работы.
Огромную благодарность наш факультет выражает администрации нашего вуза, директору С.М. Усманову.
Мы планируем и в дальнейшем проводить такого уровня мероприятия, так как они являются мощной отправной точкой для научной, методической и профориентационной деятельности факультета.