Научно-исследовательская работа кафедры социальной педагогики и социальной работы

Одним из основных направлений научно-исследовательской деятельности кафедры является научно-исследовательская работа студентов, которая отражает выполнение научно-методической деятельности, участие в работе научно-методических объединений и анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.

Итоги и результаты научных исследований, полученных в ходе выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ, освещаются студентами в процессе научно-практических конференций и научно-методических семинаров. Так, ежегодно в БФ «БашГУ» проводятся научные конференции аспирантов и студентов "Наука в школе и вузе", в которой принимают участие студенты социально-гуманитарного факультета, отражая результаты своих исследований в тезисах и материалах конференции.

Уровень научности преподавания учебных дисциплин кафедры в значительной степени зависит от организации научно-исследовательской деятельности. Стратегическими целями кафедры социальной педагогики и социальной работы БФ «БашГУ»  являются:
•    проведение научных разработок по фундаментальным и практико-ориентированным научным проблемам педагогики, социальной педагогики и социальной работы;
•    достижение высшего уровня профессиональной компетентности и квалификации сотрудниками кафедры;
•    ориентация на решение важнейших задач сферы жизни общества;
•    поднятие авторитета педагогической и социально-педагогической науки и формирование позитивного имиджа кафедры в соответствии с заявленными научными исследованиями и практическими наработками.

Основные задачи научно-исследовательской деятельности кафедры:
•    разработка и внедрение технологий по современным актуальным проблемам, с которыми сталкиваются выпускники БФ «БашГУ»  в социальной работе, педагогической, социально-педагогической и социально-психологической практике;
•    обеспечение творческого научного роста сотрудников кафедры в рамках карьеры преподавателя Вуза;
•    повышение и творческое развитие научного потенциала кафедры;
•    разработка и реализация технологий сопровождения различных категорий лиц в условиях разнообразных социальных и педагогических ситуаций;
•    выявление оптимальных условий, факторов и механизмов, обуславливающих движение человека по пути совершенствования внутренних характеристик, и соответственно, условий быта индивида, группы, общности и человечества.

Стратегические цели и приоритетные задачи научно-исследовательской деятельности кафедры осуществляется через:
•    организацию индивидуальной научной деятельности членов кафедры;
участие в научно-практических съездах, симпозиумах, конференциях по тематике, отвечающей научным интересам преподавательского состава;
•    работу научно-методического семинара кафедры;
•    деятельность секций в научных конференциях, проводимых по социальной и социально-педагогической и социально-психологической тематике в стенах БФ «БашГУ»;
•    подготовку научно-педагогических кадров в рамках аспирантуры и докторантуры;
•    обеспечение условий и возможностей для профессионального и личностного роста сотрудников и преподавателей БФ «БашГУ»   посредством систематического повышения квалификации на базе ведущих учреждений России и за рубежом;
•    реализацию общего и научного потенциала кафедры посредством оптимальной включенности каждого в контекст жизнедеятельности кафедры на условиях добровольного, творческого стремления и на основе роста индивидуального и корпоративного сознания.
Приоритетными направлениями кафедры социальной педагогики и социальной работы в области научно-исследовательской деятельности являются:
•    личностное развитие и самореализация несовершеннолетних в учреждениях дополнительного образования (к.п.н., доцент Краснова С.Н.);
•    профессионально-коммуникативная компетентность социальных педагогов и социальных работников (к.п.н., доцент Логачева Л.Р.);
•    индивидуализация и дифференциация образовательного процесса (к.п.н., доцент Волков В.А.);
•     подготовка социальных педагогов к реализации личностно-деятельностного подхода (Черникова Т.А.);
•    учреждения интернатного типа для детей-сирот как социальный институт (Шайдукова Л.Д.);
•    поликультурное образование и воспитание подрастающего поколения; поликультурная компетентность социальных педагогов  (Закирова А.Б.);
•    социально-психологические аспекты межэтнических отношений в поликультурном пространстве (Сайфутдиярова Е.Ф.);
•    специальная (коррекционная) психология, психолого-педагогическая коррекция; психологическое консультирование (Зинова И.М.);
•    гендерное воспитание молодежи (Гареева З.К.).
Преподавательский состав кафедры систематически принимает участие в работе научно-практических конференций разных уровней:
Международные научно-практические конференции:
•    Социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи в социальном и образовательном пространстве (Бирск, 29 апреля 2013 г.);
•    Психология и педагогика в системе гуманитарного знания (Москва, 8-9 апреля 2014 г.);
•    Наука 2014: итоги, перспективы  (Москва, 25.01.2014);
•    Компаративистский подход в современном образовании (24-25 сентября 2014г. – Пермь);
•    Современные проблемы личностного и корпоративного развития (24 октября 2014 г.);
•    Наука в современном мире (19 ноября 2015 г.) - г.Киев;
•    Международная научно-практическая конференция стран Шанхайской организации сотрудничества и группы БРИКС, г. Уфа, 2015 .;.
•    Современные проблемы гуманитарных и естественных наук (Москва, 30 июня 2015 г.);
•    ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ (Москва, 10 ноября 2015 г);
•    «Школа Л.С.Выготского», посвященная 90-летию со дня рождения Л.А.Венгера. (Казань, 7-8 декабря  2015 г.).

Всероссийские научно-практические конференции:
•    Современный образовательный процесс: опыт, проблемы и перспективы. (г.Уфа, 22 марта 2013 г.);
•    Социальные и этнические процессы в развитии общества.–  Бурятского госуд. универститета, 2013 г.;
•    Практическая психология образования: опыт, проблемы, перспективы (Уфа, 25 апреля 2014 г.);
•    Личность  в  современном  мире (Екатеринбург, ноябрь 2014 г.);
•    Этническое взаимодействие на Южном Урале (Челябинск, 28 сентября – 2 октября, 2015 г.).
Региональные научно-практические конференции:
•    Актуальные проблемы социальной работы с различными группами населения (10 февраля, 2014 г.) г.Бирск;
•    Наука в школе и вузе: Материалы научной конференции аспирантов и студентов. - Бирск, 2014;
•    Роль родных языков в развитии национальных культур Республики Башкортостан. – г. Бирск, 2014.
Республиканские научно-практические конференции:
•    Республиканская научно-практическая конференция «История развития педагогического образования в г. Бирске», 21 ноября 2014 г.  - г.Бирск;
•    Наука в школе и вузе.– Бирск, 2013 г.;
•    Актуальные проблемы социальной работы с различными группами населения.- г.Бирск, 2014 г.;
•    Наука в школе и вузе: Материалы научной конференции аспирантов и студентов.– г.Бирск 2014 г.;
•    Человек, общество, образование, г.Уфа, 2014 г.;
•    Образование: традиции и инновации, г.Уфа, 2014 г.;
•    История развития педагогического образования в г. Бирске, 2014 г.;
•    Актуальные проблемы социальной работы и социально-педагогической деятельности в современных условиях.- Бирск, 2015 г.
Преподавателями кафедры социальной педагогики и социальной работы опубликованы следующие научные труды:
•    Волков В.А., Краснова С.Н., Логачева Л.Р., Черникова Т.А., Закирова А.Б., Шайдукова Л.Д. , Самойлова Т.Н., Гареева З.К. Социальная работа с различными группами населения: теоретическая и практическая подготовка специалистов: Коллективная монография / Под ред. Т.А.Черниковой. Бирск:  Бирский филиал Башкирского государственного  университета, 2014.  –  261 с.
•    Краснова С.Н.,  Черникова Т.А.,   Шайдукова Л.Д. и др. Практика в системе подготовки бакалавров социальной работы Бирск: БФ БашГУ, 2013. – 169 с.
•    Волков В.А., Логачева Л.Р., Самойлова Т.Н., Черникова Т.А. и др. Практика в системе подготовки бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование», профилю «Психология и социальная педагогика» Бирск: Бирский филиал БашГУ, 2013. – 237 с.
•    Черникова Т.А. Совершенствование подготовки будущих педагогов на основе компетентностно-деятельностного подхода в контексте профессионального саморазвития Transformation of approaches to education in regions of the World: experience of Russia, CIS states, Europe states and the USA: Monograph Volume 4/ ed. by K.Reiss. – New York, CIBUNET Publishing, 2014. – С. 75-83.
•    Черникова Т.А. Подготовка студентов-педагогов к реализации деятельностного подхода в обучении. Монография / Т.А.Черникова. – 2-е изд., испр. и доп. Бирск: БФ БашГУ, 2013. – 230 с.
•    Закирова А.Б.  Формирование поликультурной компетентности учащихся начальных классов сельской школы: Монография. – Бирск: Бирск.фил. Баш.гос. ун-та, 2014. –  214 с.
•    Закирова А.Б., Синагатуллин И.М. Специфика формирования поликультурной компетентности сельских школьников Учебно- пособие. – Бирск: Бирский филиал «БашГУ», 2014. – 205с.
•    Закирова А.Б., Ременникова Ю. Содержание работы социального педагога по развитию поликультурной компетентности детей: Учебно-методическое пособие. – Бирск: Бирский филиал «БашГУ», 2014. – 232с.
•    Краснова С.Н. Летняя оздоровительная работа с детьми и подростками: Учебное пособие. -  Бирск: Бирский филиал «БашГУ», 2013. – 68с.
•    Самойлова Т.Н., Шайдукова Л.Д. Социально-педагогическая помощь детям, оставшимся без попечения родителей Бирск: Бирский филиал «БашГУ», 2014. – 167 с.
•    Зинова И.М.  Дефектология: контрольно-тестовые задания: Учебно-методическое пособие. – Бирск: Бирский филиал «БашГУ», 2015. – 108с.
•    Коррекционно-развивающая программа по формированию адекватного уровня тревожности и устранению страхов у детей старшего дошкольного возраста «Мы- лучики солнца». Учебно-методическое пособие./ сост. О.В. Фролова, И.М.Зинова, Л.Р. Бахтиярова. – СПб.: ООО «Свое издательство», 2014. – 84с.
•    Волков В.А. Сборник тестовых заданий по теории обучения и воспитания: Учебно-методическое пособие для студентов очного и заочного отделений педагогических специальностей.  – Бирск: Бирский филиал БашГУ, 2013. – 171 с.
•    Логачева Л.Р. Основы профессионально-речевой культуры будущего социального педагога Учебное пособие для студентов высших педагог. учеб. заведений. – 2-е издание. – Бирск: Бирский филиал БашГУ, 2013. – 132 с.
•    Гареева З.К., Билалова Л.М.,  Иванова О.М., Черникова Т.А.Современные теории социального благополучия. Учебное пособие. – Уфа, РИО УГУЭС, 2015. 121 c.
•    Фатихова Л.Ф., Сайфутдиярова Е.Ф. Социально-личностное развитие учащихся с отклонениями в развитии: методическое пособие / Л.Ф. Фатихова, Е.Ф. Сайфутдиярова. - Уфа: ИЦ Уфимского филиала ФГБОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2013. – 87 с.; 133 карт+CD-диск.