Научно-исследовательская работа студентов по кафедре социальной педагогики и социальной работы

Одним из основных направлений научно-исследовательской деятельности кафедры является научно-исследовательская работа студентов, которая отражает выполнение научно-методической деятельности, участие в работе научно-методических объединений и анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.

В процессе профессиональной подготовки студенты овладевают следующими интегративными функциями:
•    диагностическая (диагностика состояния образовательного процесса, выявление особенностей развития и воспитания детей и т.д.);
•    целеполагающая (формирование и актуализация задач образовательного процесса, направленных на достижение цели);
•    конструктивно-содержательная (планирование образовательного процесса, проектирование форм, методов и приемов образовательного процесса);
•    операционно- деятельностная (реализация форм, методов и приемов обучения и развития детей, координация и осуществление действий и операций по решению проблем);
•    контрольно-оценочная (определение параметров оценки состояния проблемы, контроль за состоянием решения проблемы).

Процесс реализации перечисленных функций сопровождается выполнением исследовательской функции, являющейся обязательной с позиций проектирования, организации и корректировки социально-педагогического процесса. Развитие исследовательской функции у студентов и составляющих ее умений осуществляется в процессе учебно-исследовательской и научно-методической работы.

К учебно-исследовательской работе студенты приобщаются в течении всех лет обучения, изучая теорию выбранной области знания, решая учебно-исследовательские задачи, слушая лекции, изучая рекомендованную преподавателем и самостоятельно подобранную литературу, делая доклады на спецсеминарах, участвуя в обсуждении проблемных вопросов. По мнению С.И. Архангельского, учебно-исследовательские задачи - это логически связанные учебно-исследовательские проблемы, которые позволяют студентам получить новые знания об объекте, способе и средстве научного исследования. В.И. Андреев определяет учебно-исследовательские умения как умения применять соответствующие приемы научного метода в условиях решения учебной проблемы, выполнения учебно-исследовательского задания.

Учебно-исследовательская работа готовит студентов к овладению другими видами исследования, которые в условиях вуза находят наиболее полное выражение в написании курсовых и выпускных квалификационных работ, которые имеют прямое отношение к формированию студента-исследователя, обладающего умением проводить исследовательскую работу.
В итоге вузовского обучения у выпускника должны быть сформированы основные исследовательские умения: наблюдать и анализировать явления, изучать и обобщать передовой опыт, выдвигать и обосновывать актуальную проблему исследования, формулировать гипотезу и проверять данные, на которых она строится, проводить эксперимент, интерпретировать полученные результаты, обобщать материал в виде доклада, курсовой и выпускной квалификационной работы.

В соответствии с выбранной специальностью и учебным планом, за время обучения в вузе студенты выполняют курсовые работы по педагогике, социальной педагогике, методике и технологии работы социального педагога, теории социальной работы, технологии социальной работы, опыту социальной работы с различными группами населения.

Курсовые работы отличаются от докладов и выступлений студентов на семинарских занятиях тем, что являются строго обязательными, выполняются каждым студентом в письменном виде в противоположность "стихийным" устным выступлениям. Тем не менее, выступления на семинарских занятиях способствуют заинтересованному выбору темы курсовой работы.

Курсовые работы, оцененные на "отлично" содержат глубокий анализ изучаемой проблемы, адекватно подобранные методики диагностики, обоснованные развивающие и коррекционные программы. Большинство работ содержит практические рекомендации. К выполнению курсовых работ разработаны критерии оценки, с которыми студенты ознакомлены. Своевременно организуется процедура защиты курсовых работ, ведется протокол защиты.

Выбор темы курсовой работы осуществляется свободно, вплоть до права предложения своей тематики с обоснованием необходимости ее разработки. Самостоятельность научного творчества студентов проявляется в свободе выбора тем курсовых работ, что позволяет реализовать индивидуальные научные Интересы и своеобразие познавательных стилей студентов. Темы утверждаются на заседании кафедры. Темы курсовых работ актуальны, представляют теоретическую и практическую значимость. Например, были выполнены курсовые работы по следующим темам: "Мода как социокультурное явление и фактор социализации", "Особенности гендерной социализации детей, воспитывающихся в неполных семьях", "Общественные молодежные организации как фактор социализации подростков", "Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра" и др.

Целью выпускных квалификационных работ является выявление сформированности у студентов умений и навыков научно-исследовательской работы. По структуре, содержанию и техническому оформлению все работы соответствуют требованиям, предъявляемым к работам подобного рода. Темы выпускных работ актуальны, в них находят отражение важные проблемы современной педагогической науки и практики. Например: "Профилактика сквернословия у детей", "Влияние башкирской культуры на развитие и воспитание школьников", "Формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на основе занимательности", "Воспитание толерантности у младших школьников" и др. Выполнение дипломных работ плавно перетекает из выполнения курсовых работ. Выпускные работы представляют собой законченные, логически построенные экспериментальные исследования. В них достаточно полно и содержательно представлены теоретический анализ проблем исследования, программы формирующих экспериментов. Достоверность полученных результатов подтверждается графиками, таблицами, диаграммами и математической обработкой. Все работы снабжены практическим материалом, помещенным в приложении.

На каждую выпускную квалификационную работу дается внешняя рецензия и отзыв научного руководителя. Имеются справки о внедрении результатов исследования.
Уже на первом этапе подготовки выпускных работ от студента требуется не только определенный объем знаний, но и включение в новую форму отношений - в первую очередь взаимодействие с научным руководителем, а в дальнейшем - с рецензентом, заведующим кафедрой и Государственной аттестационной комиссией. Основу этих отношений составляет успешный контакт с руководителем, который обеспечивает формирование исследовательских навыков и, прежде всего, умения пользоваться методами научной работы.

Кафедра периодически заслушивает информацию научных руководителей о ходе выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ. К выпускной квалификационной работе предъявляются следующие требования, которая должна:
представлять собой самостоятельное научное исследование актуальной проблемы в рамках избранной студентом специальности;
свидетельствовать о достижении студентом необходимого уровня теоретической и практической подготовки;
показывать умение студента теоретически осмысливать и анализировать явления и процессы, происходящие в обществе, использовать современные методы научного исследования и самостоятельно делать научные выводы на основе изучения фактов;
иметь практическую значимость и перспективу применения результатов в дальнейших научных исследованиях;
отличаться четкостью, лаконичностью изложения, сочетанием аргументированности выдвигаемых положений, умением верно расставлять акценты во избежание излишней сосредоточенности на материале, не работающем на тему.

Итоги и результаты научных исследований, полученных в ходе выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ, освещаются студентами в процессе научно-практических конференций и научно-методических семинаров. Так, ежегодно в Бирской государственной социально-педагогической академии проводятся научные конференции аспирантов и студентов "Наука в школе и вузе", в которой принимают участие студенты факультета социальной педагогики и психологии, отражая результаты своих исследований в тезисах и материалах конференции.

Количество студентов, принимавших участие в работе студенческих и других научно-практических конференций  возросло.  Общее количество студентов, имеющих публикации за 2014 -2015 г– 40.

Студенты приняли участие во Всероссийском конкурсе студенческих научно-исследовательских работ по организации волонтерского движения в сфере профилактики немедицинского употребления наркотических средств и психотропных веществ, организованный Уфимским филиалом Северо-западного института повышения квалификации ФСКН России. По итогам конкурса студенты заняли следующие места:
Мелконян А.Х. – 1 место в номинации отчет о научно-исследовательской работе;
Золина А.С. – 2 место в номинации научная статья;
Шайнурова Л.Р. – 3 место в номинации научная статья.

Студенты принимают активное участие в Научно-практической  конференции студентов организованной в рамках «Недели науки», секция «Актуальные проблемы и направления социальной работы и социально-педагогической деятельности  с различными группами населения» 23 апреля 2014 г. По итогам были присуждены места:
1-ое место по кафедре Галина А.А. 5 курс, 2 группа, специальность «Социальная педагогика» с доп. спец. «Педагогика и психология»
По  секции «Актуальные проблемы и направления социальной работы и социально-педагогической деятельности  с различными группами населения»
2-ое место Шамсонова Л.И. 5 курс, 2 группа, специальность «Социальная педагогика» с доп. спец. «Педагогика и психология»
3-е место Шабалина С.С. 5 курс, 2 группа, специальность «Социальная педагогика» с доп. спец. «Педагогика и психология»

Поволжская студенческая олимпиада по социальной педагогике состоялась с 17.04 по 19.04 2014 г. в очной форме в г. Казань, на базе Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». Cтуденты Галина Айгуль, Хасанова Лейсан, Якина Людмила заняли 3 командное место, 1 место в конкурсе «Социально-педагогический ролик», 2 место в конкурсе капитанов «Интеллектуальный инсайт», 3 место в конкурсе «Визитная карточка «Недостающая составляющая».