Программа по литературе

Цель литературного образования - становление духовного мира человека, создание условий для формирования и совершенствования личности, развития эстетического вкуса, воспитание гражданского и нравственного идеалов как главных общечеловеческих ценностей.

Исходя из вышесказанного, абитуриент должен:

хорошо знать школьный программный курс литературы;

понимать литературу как вид искусства, понимать внутренние законы этого искусства;

уметь производить анализ литературного произведения (тема, идея, конфликт, композиция, система образов, главный герой, приемы создания образов:);

иметь представления о литературных эпохах, определять взаимосвязь традиций и новаторства;

понимать национальное своеобразие литературы;

определять характер взаимодействия литературы с другими видами искусства (музыка, живопись:).

Кроме того, абитуриент должен владеть грамотным литературным языком, самостоятельностью мышления, умением хорошо читать наизусть стихотворения и прозаические тексты.

Устный экзамен по литературе проводится по билетам, ниже даются примерные вопросы для вступительного экзамена. Все они соответствуют школьному программному курсу.

1. Реализм комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума". Особенности развития конфликта. Прочитать наизусть и проанализировать монолог Чацкого.

2. Характеры представителей молодого поколения в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" (Чацкий, Молчалин, Софья).

3. Разбор 4-5 явлений II действия комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума". Значение сцен для развития конфликта.

4. Что для меня дорого в лирике А.С. Пушкина. Прочитать наизусть и проанализировать одно стихотворение.

5. Любовная лирика А.С. Пушкина. Прочитать наизусть и проанализировать одно стихотворение.

6. Вольнолюбивые мотивы в лирике А.С. Пушкина. Слияние личной и гражданской тем ("Вольность", "Деревня", "К Чаадаеву" - чтение наизусть и анализ одного из стихотворений).

7. Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. Прочитать наизусть и проанализировать одно стихотворение.

8. Значение "Болдинской осени" в жизни и творчестве А.С. Пушкина. Характеристика одного из произведений этого периода.

9. "Лелеющая душу гуманность" поэзии А.С. Пушкина. Прочитать наизусть и проанализировать одно стихотворение.

10. Творческая история романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Реалистическая основа романа.

11. Особенности жанра и композиции романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Онегинская строфа. Чтение наизусть и анализ одной из строф.

12. Изображение пушкинской эпохи в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Автор в структуре романа.

13. Судьбы центральных героев романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Чтение наизусть отрывка из текста романа.

14. Татьяна Ларина - любимая героиня А.С. Пушкина. Чтение наизусть "Письма Татьяны к Онегину".

15. Романтический характер лирики М.Ю. Лермонтова (разбор одного из стихотворений - "Выхожу один я на дорогу:.", "Когда волнуется желтеющая нива:", "Родина", "Дума").

16. Пафос вольности и протеста, чувство тоски и одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. Прочитать наизусть и проанализировать одно стихотворение.

17. Смысл названия и особенности композиции романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".

18. Особенности характера Григория Печорина; приемы создания образа, место героя в системе других персонажей.

19. Характеристика одной-двух повестей романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Нравственная проблематика произведения.

20. В.Г. Белинский о характерах-типах Онегина и Печорина (анализ одной из работ).

21. Поэма Н.В. Гоголя "Мертвые души". Особенности жанра и композиции.

22. Русь народная и Русь помещичья в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". Анализ одной из сцен поэмы.

23. Образ автора в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души", единство лирического и сатирического начал в поэме.

24. Темы "горячего сердца" и "темного царства" в пьесах А.Н. Островского ("Гроза" или "Бесприданница").

25. Особенности конфликта в пьесах А.Н. Островского ("Гроза" или "Бесприданница"). Анализ одной из сцен.

26. Общая характеристика романа И.А. Гончарова "Обломов". Черты характера Ильи Обломова.

27. Специфика конфликта в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети". Евгений Базаров и Павел Кирсанов.

28. Разбор XVIII главы романа И.С. Тургенева "Отцы и дети". Её роль в развитии сюжета и конфликта.

29. Основные темы лирики Н.А. Некрасова. Прочитать наизусть и проанализировать одно стихотворение.

30. Народная основа, гражданственность и гуманность поэзии Н.А. Некрасова. Прочитать наизусть и проанализировать одно стихотворение.

31. Поэма Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". Особенности композиции, языка, стиля. Прочитать наизусть отрывок из поэмы.

32. Тема "счастья народного" и образы народных представителей в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". Чтение наизусть и анализ фрагмента из поэмы.

33. Тема Петербурга в русской литературе XIX-XX веков (А.Пушкин, Н.Гоголь, Ф.Достоевский, А.Блок, А.Ахматова, О.Мандельштам).

34. Основные темы лирики Ф.И. Тютчева. Прочитать наизусть и проанализировать одно стихотворение.

35. Основные темы и мотивы лирики А.А.Фета. Прочитать наизусть и проанализировать одно стихотворение.

36. Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одной из сказок - "Медведь на воеводстве", "Премудрый пискарь", "Орел-меценат").

37. Гуманизм романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".

38. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова - героя романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".

39. Анализ одного из эпизодов романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".

40. Поиски смысла жизни героями романа Л.Н. Толстого "Война и мир".

41. Способность к духовному росту - важнейший критерий оценки человека (анализ судьбы и характера одного-двух героев романа Л.Н. Толстого "Война и мир").

42. Наташа Ростова - любимая героиня Л.Н. Толстого ("Война и мир").

43. А.П. Чехов - рассказчик; обличение пошлости и бездуховности жизни. Анализ одного из рассказов.

44. Пьеса А.П. Чехова "Вишневый сад". Тематика и идейный смысл. Анализ финальной сцены.

45. Драматическое и комическое, лиризм и символика в пьесе А.П.Чехова "Вишневый сад". Смысл названия.

46. Творчество И.А. Бунина. Анализ одного из рассказов цикла "Темные аллеи".

47. Тема любви в творчестве А.И. Куприна (анализ одного из произведений - "Гранатовый браслет", "Олеся").

48. Характеристика творчества одного из поэтов "серебряного века" (прочитать наизусть и проанализировать одно стихотворение).

49. Ранние рассказы М.Горького. Характеры и обстоятельства. Анализ одного из рассказов.

50. Пьеса М. Горького "На дне". Главный конфликт в пьесе. Лука и Сатин.

51. Нравственно-философские проблемы пьесы М.Горького "На дне". Авторская позиция в ней.

52. Тема России в лирике А.А. Блока. Прочитать наизусть и проанализировать одно стихотворение.

53. Лирика А.А. Блока. Основные темы и мотивы. Прочитать наизусть и проанализировать одно стихотворение.

54. Изображение революции в поэме А.А. Блока "Двенадцать". Символистские образы в поэме. Прочитать наизусть отрывок из текста.

55. Судьба В.В. Маяковского. Поэт и его эпоха. Прочитать наизусть и проанализировать одно стихотворение.

56. Темы и образы ранней лирики В.В. Маяковского. Прочитать наизусть и проанализировать одно стихотворение.

57. Лирика В.В. Маяковского советского периода. Прочитать наизусть и проанализировать одно стихотворение.

58. Тема родины в лирике С.А. Есенина. Прочитать наизусть и проанализировать одно стихотворение.

59. Любовная лирика С.А. Есенина. Прочитать наизусть и проанализировать одно стихотворение.

60. Тема революции и гражданской войны в прозе 20-х годов ХХ века (по произведениям А.Фадеева, М.Булгакова, М.Шолохова, А.Толстого).

61. Судьба крестьянства эпохи коллективизации в произведениях М.А. Шолохова и А.П.Платонова (характеристика одного-двух произведений).

62. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве (по произведениям А. Ахматовой, А. Солженицына, В. Шаламова, А. Твардовского).

63. Основные темы лирики А.Т. Твардовского. Прочитать наизусть и проанализировать одно стихотворение.

64. Судьба страны в поэмах А.Твардовского ("Страна Муравия", "Василий Теркин", "По праву памяти"). Анализ одной из поэм.

65. Лирика А.А. Ахматовой. Прочитать наизусть и проанализировать одно-два стихотворения.

66. Темы лирики М.Цветаевой. Прочитать наизусть и проанализировать одно-два стихотворения.

67. Изображение Великой Отечественной войны русскими писателя ХХ века (М.Шолохов, К.Симонов, В.Астафьев, Ю.Бондарев, Б.Васильев). Характеристика одного-двух произведений.

68. Личность А.С.Пушкина и его значение для русской литературы.

69. Характеристика творчества М.Булгакова.

70. Роман М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". Образы и художественные особенности. Разбор одной из глав романа.

71. Разбор одного из произведений "возвращенной" литературы (М.Булгаков, А.Платонов, А.Солженицын, В.Войнович).

72. Проблема "маленького человека" в русской литературе (А.Пушкин - Н.Гоголь - А.Чехов).

73. Разбор одного из произведений современной прозы (Л.Петрушевская, С.Довлатов, Т.Толстая, В.Пелевин).

74. Понятие о критике, жанры критики, значение критики для развития литературы. Анализ одной из критических работ (И.Гончаров, В.Белинский, Н.Добролюбов, Д.Писарев, А.Антонович).