1. Информация и информационные процессы
Вещество, энергия, информация - основные понятия науки.
Информационные процессы в живой природе, обществе и технике: получение, передача, преобразование и использование информации. Информационные процессы в управлении.
Язык как способ представления информации. Кодирование. Двоичная форма представления информации. Вероятностный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации.
2. Системы счисления и основы логики
Системы счисления. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Системы счисления, используемые в компьютере.
Основные понятия и операции формальной логики. Логические выражения и их преобразование. Построение таблиц истинности логических выражений.
Логические схемы основных устройств компьютера (сумматор, триггер).
3. Компьютер
Основные устройства компьютера, их функции и взаимосвязь. Магистрально-модульный принцип построения компьютера.
Программное обеспечение компьютера. Системное и прикладное программное обеспечение. Операционная система: назначение и основные функции. Файлы и каталоги. Работа с носителями информации. Ввод и вывод данных.
Инсталляция программ.
Правовая охрана программ и данных.
Компьютерные вирусы. Антивирусные программы.
4. Моделирование и формализация
Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели.
Основные типы моделей данных (табличные, иерархические, сетевые).
Формализация. Математические модели. Логические модели.
Построение и исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей.
5. Алгоритмизация и программирование
Понятие алгоритма, свойства алгоритмов. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. Основные алгоритмические конструкции. Вспомогательные алгоритмы.
Различные технологии программирования (алгоритмическое, объектно-ориентированное, логическое).
Разработка программ методом последовательной детализации (сверху вниз) и сборочным методом (снизу вверх).
6. Информационные технологии:
Технология обработки текстовой информации
Текстовый редактор: назначение и основные возможности. Основные объекты в текстовом редакторе и операции над ними (символ, абзац, страница). Редактирование и форматирование текста. Работа с таблицами. Внедрение объектов из других приложений.
Технология обработки графической информации
Графический редактор: назначение и основные возможности. Способы представления графической информации (растровый и векторный). Пиксель. Способы хранения графической информации и форматы графических файлов. Основные объекты в графическом редакторе и операции над ними (линия, окружность, прямоугольник).
Технология обработки числовой информации
Электронные таблицы: назначение и основные возможности. Редактирование структуры таблицы. Абсолютная и относительная адресация ячеек. Ввод чисел, формул и текста. Стандартные функции. Основные объекты в электронных таблицах и операции над ними (ячейка, лист, книга). Построение диаграмм. Использование электронных таблиц для решения задач.
Технология хранения, поиска и сортировки информации
Различные типы баз данных. Реляционные (табличные) базы данных. Системы управления базами данных (СУБД). Ввод и редактирование записей. Сортировка и поиск записей. Основные объекты в базах данных и операции над ними (запись, поле). Изменение структуры базы данных. Виды и способы организации запросов.
Мультимедийные технологии
Разработка документов и проектов, объединяющих объекты различных типов (текстовые, графические, числовые, звуковые, видео). Графический интерактивный интерфейс.
Компьютерные коммуникации
Локальные и глобальные компьютерные информационные сети. Основные информационные ресурсы: электронная почта, телеконференции, файловые архивы.
Гипертекст. Интернет. Технология World Wide Web (WWW). Публикации в WWW. Поиск информации.
Анализ задач вступительных экзаменов по информатике в различные вузы Российской Федерации показывает, что на экзамене абитуриент должен продемонстрировать знания и умения прежде всего в тех областях, где требуется сочетание теоретических знаний и практических навыков, где все результаты могут быть представлены в точном формализованном виде и при этом могут надежно диагностировать качество знаний и умений, гарантировать от влияния какой-либо случайности. Очевидно, что эти требования могут быть выполнены только при решении хорошо формализованных задач. Это могут быть задания по машинной логике и арифметике, теории информации и кодированию, алгоритмизации и программированию. Именно эти направления составляют большую часть экзаменационных заданий вступительных экзаменов в вузы. Однако по остальным разделам программы могут быть предложены краткие теоретические вопросы в форме тестов с выборочным или свободно конструируемым ответом, которые позволяют охватить весь программный материал и более полно раскрыть потенциальные знания абитуриентов.