Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования

О проекте

Инновационный проект «Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО)» ориентирован на проведение внешней независимой оценки результатов обучения студентов в рамках требований ФГОС.

Проект позволяет оценить учебные достижения студентов на различных этапах обучения в соответствии с новыми требованиями, заложенными в федеральных государственных образовательных стандартах (205 дисциплин).

Основная идея проекта – создание интерактивной площадки для широкого обсуждения новых подходов к разработке оценочных средств и методологии оценивания компетенций.

«Федеральный Интернет-экзамен: компетентностный подход» позволит реализовать диагностическую технологию внешнего оценивания компетенций на всем пути освоения содержания программ обучения в вузе/ссузе. Поэтапный анализ достижений обучающихся фокусирует внимание на результатах каждого отдельного студента (студентоцентрированная технология), что особенно важно при реализации компетентностного подхода, основанного на формировании и развитии компетенций.

На используемые аккредитационные педагогические измерительные материалы в рамках компетентностного подхода имеются сертификаты соответствия, подтверждающие, что АПИМ прошли внешнюю независимую экспертизу и соответствуют требованиям государственных образовательных стандартов.

Образовательным организациям, в которых не менее 60% студентов направлений подготовки по совокупности тестируемых дисциплин продемонстрировали результаты на уровне обученности не ниже второго (выборка студентов не менее 10 человек), направляются сертификаты качества. Сертификаты качества БФ БашГУ

По результатам участия в ФЭПО для образовательной организации готовится педагогический анализ/мониторинг, ориентированный на представителей ректората, деканата, заведующих кафедрами образовательной организации. 

Модель ПИМ

В рамках компетентностного подхода используется уровневая модель педагогических измерительных материалов (ПИМ), представленная в трех взаимосвязанных блоках.

Первый блок –  задания на уровне «знать», в которых очевиден способ решения, усвоенный студентом при изучении дисциплины. Задания этого блока выявляют в основном знаниевый компонент по дисциплине и оцениваются по бинарной шкале «правильно-неправильно».

Второй блок – задания на уровне «знать» и «уметь», в которых нет явного указания на способ выполнения, и студент для их решения самостоятельно выбирает один из изученных способов. Задания данного блока позволяют оценить не только знания по дисциплине, но и умения пользоваться ими при решении стандартных, типовых задач. Результаты выполнения этого блока оцениваются с учетом частично правильно выполненных заданий.

Третий блок – задания на уровне «знать», «уметь», «владеть». Он представлен кейс-заданиями, содержание которых предполагает использование комплекса умений и навыков, для того чтобы студент мог самостоятельно сконструировать способ решения, комбинируя известные ему способы и привлекая знания из разных дисциплин. Кейс-задание представляет собой учебное задание, состоящее из описания реальной практической ситуации и совокупности сформулированных к ней вопросов. Выполнение студентом кейс-заданий требует решения поставленной проблемы (ситуации) в целом и проявления умения анализировать конкретную информацию, прослеживать причинно-следственные связи, выделять ключевые проблемы и методы их решения. В отличие от первых двух блоков задания третьего блока носят интегральный (summative) характер и позволяют формировать нетрадиционный способ мышления, характерный и необходимый для современного человека.

Решение студентами подобного рода нестандартных практико-ориентированных заданий свидетельствует о степени влияния процесса изучения дисциплины на формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС. 

 

Модель оценки

В рамках компетентностного подхода используется модель оценки результатов обучения, в основу которой положена методология В.П. Беспалько.

Объект
оценки

Показатель оценки
результатов обучения студента

Уровни
обученности

Студент

Менее 70% баллов за задания каждого из блоков 1, 2 и 3                           

Первый

Не менее 70% баллов за задания блока 1
и меньше 70% баллов за задания каждого из блоков 2 и 3
                           или
Не менее 70% баллов за задания блока 2
и меньше 70% баллов за задания каждого из блоков 1 и 3
                           или
Не менее 70% баллов за задания блока 3
и меньше 70% баллов за задания каждого из блоков 1 и 2

Второй

Не менее 70% баллов за задания каждого из блоков 1 и 2
и меньше 70% баллов за задания блока 3
                           или
Не менее 70% баллов за задания каждого из блоков 1 и 3
и меньше 70% баллов за задания блока 2
                           или
Не менее 70% баллов за задания каждого из блоков 2 и 3
и меньше 70% баллов за задания блока 1

Третий

Не менее 70% баллов за задания каждого из блоков 1, 2 и 3  

Четвертый

Предложенные показатели оценки результатов обучения позволяют сделать выводы об уровне обученности каждого отдельного студента и дать ему рекомендации для дальнейшего успешного продвижения в обучении.

Данная модель, являясь студентоцентрированной, позволяет сфокусировать внимание на результатах каждого отдельного студента.

Показатели и критерии оценки результатов обучения для студента и для выборки студентов направления подготовки (специальности) на основе предложенной модели представлены в таблице:

Объект
оценки

Показатель оценки
результатов обучения

Критерий оценки
результатов обучения 

Студент

Достигнутый уровень результатов обучения

Уровень обученности не ниже второго

Выборка
студентов
направления подготовки
(специальности)

Процент студентов на уровне обученности не ниже второго

60% студентов на уровне обученности не ниже второго*